Становление и развитие
В отличие от подходов, сторонники которых пытались применить к психотерапии принципы
обусловливания, подход Долларда и Миллера направлен на интеграцию теории научения, в частности
бихевиоризма Халла, с достижениями психоанализа, касающимися человеческого поведения и
личности, а также учитывает вклад социологии в социальные условия научения. В результате, как
надеялись Доллард и Миллер, должна появиться общая наука о человеческом поведении. Природа
невроза и его лечение вошли бы составной частью в эту науку. Психотерапия, в частности психоанализ,
представляется как окно, позволяющее заглянуть в психическую жизнь, что обычно невозможно в ходе
изучения и наблюдения нормального индивида. Законы и теория научения должны были создать для
психотерапии прочную основу.
Философия и концепции
Невроз есть продукт скорее переживания, а не инстинкта или органического повреждения.
Следовательно, он должен быть усвоенным, а научение идет по своим законам, одни из которых
известны, а некоторые, пока неизвестные, могут быть раскрыты в результате изучения неврозов с
помощью психотерапии. Таким образом, теория научения и психотерапия дополняют друг друга. В
своей книге Доллард и Миллер (Dollard & Miller, 1950) пытаются «провести систематический анализ
невроза и психотерапии с позиции психологических принципов и социальных условий научения» (р. 9).
Что такое невроз? Невротическая личность несчастна, выглядит глупо из-за неспособности
решать эмоциональные проблемы, страдает от разнообразных симптомов. Невротические личности
способны к нормальной деятельности, но не могут нормально функционировать, чтобы наслаждаться
жизнью. Наиболее распространенными симптомами являются бессонница, беспокойство,
раздражительность, сексуальная заторможенность, фобии, головные боли, иррациональные страхи,
отсутствие вкуса к жизни и отсутствие четких личных целей. Это состояние является результатом
конфликта, вызванного двумя и более сильными влечениями, приводящими к несовместимым
реакциям. Невротическая личность не способна к разрешению этих конфликтов, поскольку ясно их не
осознает. Невротические конфликты подавлены, то есть не имеют названия, следовательно, человек «не
может описать конфликтующие внутри него силы» (там же, р. 15). Невротическая личность выглядит
глупо из-за неспособности использовать высшие психические процессы для преодоления проблем,
поскольку не знает, в чем эти проблемы, заключаются.
Несмотря на то что невротические симптомы причиняют страдание, они же способствуют
ослаблению невротического конфликта. Возникающий симптом подкрепляется уменьшением
невротического ощущения страдания. В результате симптом выучивается, превращается в привычку»
(Dollard & Miller, 1950, p. 15).
Базовые принципы научения. Поведение всех людей, от обычного избегания ребенком горячей
батареи до создания ученым теории, является выученным. Для любого научения важны четыре
основных фактора.
Первым фактором является влечение,
или мотивация. Влечения это сильные раздражители,
побуждающие к действию. Определенные классы раздражителей первичны, это так называемые
врожденные влечения: боль, жажда, голод и т. п. Наряду с ними существуют вторичные, или
выученные, влечения, которые «приобретаются на основе первичных влечений, представляют их
производные и служат фасадом, за которым скрываются функции внутренних влечений» (там же, pp. 31-
32). В последующих публикациях (1959, 1964) Миллер изменил свои взгляды, включив канализирование
с помощью научения некоторых предположительно внутренних влечений, таких как любопытство.
Многие из наиболее важных влечений являются выученными, например страх (или тревога).
Вторым фактором научения является сигнал (cue),
или раздражитель. Когда личность
побуждается к действию влечением, «сигналы определяют, когда, где и как именно проявится ее
|