Navigation bar
  Print document Start Previous page
 104 of 400 
Next page End  

представляет собой очередную сильнейшую реакцию (обычно выученную в детстве прочную
привычку), когда доминантная (взрослая) привычка блокируется конфликтом или разрушается из-за
отсутствия вознаграждения. Когда доминантная реакция замещается другой реакцией, сила которой в
генерализации, а не предшествующей реакцией, процесс называется замещением (displacement).
Рационализация является результатом социального обучения, когда индивид ощущает потребность
логически объяснить свое поведение, но не может принять истинного объяснения из-за возможного
возникновения тревоги или вины. Иллюзии отличаются от рационализации только количественно;
социально приемлемые объяснения иногда бывает трудно найти, а иллюзии помогают уменьшить
чувство тревоги или вины. Галлюцинации являются результатом широкой генерализации сильно
мотивированных перцептуальных реакций. Когда внешние сигналы вызывают крайнее беспокойство,
переключение внимания на внутренние образы (галлюцинации) помогает уменьшить страх. Проекция
возникает под действием многих факторов, когда индивид считает, что мотивация других людей сходна
с его собственной. Когда индивид ошибочно приписывает свою мотивацию другим, это называется
«проекцией». Чаще всего индивид не прав, когда приписывает собственные мотивы окружающим.
Проекция подкрепляется за счет уменьшения тревоги при возложении вины на другого человека.
Реактивные образования представляют собой мысли, утверждения или поступки, противоположные
тем, к которым индивид мотивирован, но которых он боится или не одобряет. Алкоголизм формируется
в результате подкрепления использования алкоголя с целью уменьшения страха.
Несмотря на то что в конечном счете многие симптомы слабо адаптивны, они отодвигают
усугубление страданий, поэтому сиюминутное их действие представляется благоприятным, что и
служит им подкреплением. Закрепляющий эффект незамедлительного подкрепления может быть гораздо
сильнее, чем ослабляющий эффект сильного, но отсроченного наказания. При усилении сиюминутных
страданий объяснить наличие стойкого симптома гораздо труднее, однако данную ситуацию можно
трактовать по-разному с помощью интерпретации ослабления влечения в рамках теории подкрепления.
Хотя любое сильное влечение способно мотивировать симптомы, а его уменьшение может их
подкрепить, в нашем обществе определенные влечения ведут к этому с большей вероятностью, чем
другие. Страх, по-видимому, является наиболее распространенным мотивирующим влечением. Далее
следует отметить секс, агрессию, стремление к социальной мобильности. Подавление вербальных
реакций на эти влечения повышает вероятность возникновения неадаптивного поведения, или
симптомов. Если прямые снижающие влечение реакции физически возможны, им могут препятствовать
конфликты, так что влечение приходится уменьшать за счет проявления симптоматики. Два сильных
влечения могут иметь несовместимые доминантные реакции, однако некоторые другие реакции при
этом могут оказаться совместимыми, они-то и будут воспроизводиться в дальнейшем. Симптомы
зачастую представляют собой именно такие компромиссные реакции, которые хорошо подкрепляются,
поскольку способствуют снижению обоих влечений.
Симптомы устойчивы к устранению, или угасанию, по-видимому, в связи с тем, что закреплены
длительным подкреплением, они продолжают подкрепляться, а их прекращение ухудшает самочувствие
индивида.
«Если симптом подкрепляется уменьшением влечения, его устранение приведет к усилению
влечения, поэтому следует ожидать, что это усилившееся влечение мотивирует научение новым
симптомам и их воспроизведение. Тем самым лечение, нацеленное исключительно на устранение
конкретных симптомов такими средствами, как гипноз или физическое наказание, скорее всего,
приведет к появлению новых симптомов. Хорошо известно, что так оно и есть» (Dollard & Miller, 1950, p.
196).
Устранение или уменьшение влечения, которое мотивирует симптом, ведет к исчезновению
этого симптома. Если влечение возобновляется, вновь появляется и симптом, особенно если устранение
влечения не включало введение несовместимых с ним реакций, например в форме интерпретации.
Как выучивается подавление. В душе индивида подавленный, или бессознательный,
материал, как указывал Фрейд, не вербализуется. Влечения, сигналы и реакции, которым не были
присвоены ярлыки, являются бессознательными. Большая часть подавленного материала существует с
детства, когда речь еще не была освоена, но и позднее некоторые аспекты жизни остаются
невербализованными, то есть лишенными четких обозначений. Подавление представляет собой
Hosted by uCoz