сознательное избегание неприятных мыслей, однако само подавление является автоматическим; не
находясь под контролем вербальных сигналов, подавление не может быть спровоцировано самим
индивидом. Подавление подкрепляется уменьшением неприятных влечений. Устранение подавления
приводит к усилению влечений. Врожденной реакцией на влечение страха может быть прекращение
мышления. Например, дети научаются бояться произносить некоторые слова, страх распространяется
также и на мысли, представленные этими словами. Сами по себе мысли могут непосредственно
присоединиться к страхам, если мысли предшествуют действиям, которые тут же наказываются. Даже
отсроченное наказание способно привести к присоединению страха к мыслям, если это наказание
сопровождается объяснением причины наказания. Иногда родители могут догадаться, что собирается
делать ребенок, и сделать ему замечание, когда ребенок только еще думал о совершении действия; в
результате страх присоединяется к мысли. Подавление может нарушить последовательность влечений
тремя способами.
1.
Влечение может быть не обозначено или может быть неправильно оценено и в результате
неверно обозначено.
2.
Влечение может быть заторможено более сильными конкурирующими реакциями. Например,
страх может подавить сексуальное влечение. Голод может даже притупить страх, если голод достаточно
силен, а страх не очень, как в эксперименте Джоунса с Питером и кроликом (о котором упоминалось
во введении ко второй части данной книги).
3.
В случае опосредованных выученных влечений торможение опосредующих реакций, которые
продуцируют сигналы, вызывающие создающие влечение реакции, устранит это влечение. Так,
например, если перестать размышлять о комментариях в свой адрес как об оскорбительных, гнев
уменьшится.
К симптоматическому поведению приводит первый тип подавления, при котором влечение не
обозначено, но проявляется в полную силу.
Подавление можно рассматривать как результат конфликта приближения/избегания, то есть
конфликта между попыткой запомнить или обдумать нечто и стремлением избежать данной темы,
потому что она вызывает страх.
Суперэго, или сознание, отчасти бессознательно. Причина тому, вероятно, состоит в том, что
эмоциональные компоненты моральных санкций были выучены до развития речи или же реакции были
настолько хорошо выучены, что стали прямыми реакциями на невербальные сигналы, подобно
устойчивым привычкам, не требующим обдумывания.
Наличие подавления нарушает высшие психические процессы, которые включают вербальные
сигнал-продуцирующие реакции. Неспособность присваивать ярлыки приводит к генерализации
первичного раздражителя или неадекватному различению и через него к замещению. Неспособность
присваивать один и тот же ярлык подобным ситуациям ведет к уменьшению выученной (вторичной)
генерализации. Отсутствие вербальных реакций устраняет способность реагирования на удаленные
цели или раздражители, а также предвидения будущего. Рассуждение и планирование также
нарушаются, как и способность общаться с другими людьми, получать от них помощь. Поведение имеет
сходство с детским, что для взрослого человека является ненормальным. Поскольку подавление обычно
ограничено определенными сферами или темами, нарушается, разумеется, не все поведение, иначе
индивид вообще не смог бы функционировать. Эти ожидания, вытекающие из теории поведения,
подтверждаются клиническими данными и согласуются с описанными Фрейдом результатами
подавления.
Подводя итог, можно сказать, что невротической можно назвать личность при наличии у нее
конфликта между влечениями, например, секса и агрессии, и сильным страхом. Удовлетворение этих
влечений не допускается, что приводит к состоянию хронического сильного влечения, описываемого
как страдание. Сильные влечения обладают тенденцией вызывать поведение, которое, в свою очередь,
сопровождается страхом. Невротическая личность реагирует попыткой избежать такого поведения, то
есть не стремится достичь цели, что ослабляет страх, подкрепляя, соответственно, эти реакции. Кроме
того, состояние конфликта вызывает напряжение и страх, которые сопровождаются неприятными
физиологическими реакциями. Помимо этого, страх ведет к подавлению вербальных и других сигнал-
продуцирующих реакций, прекращаются мышление и рассуждение, то есть проявляется глупость.
|