Симптомы вызываются сильными влечениями и/или страхом, а подкрепляются уменьшением этих
влечений или страха.
Терапевтический процесс
Невротическая личность, обращаясь к психотерапии, уже имеет долгую историю страданий,
причем родственники, друзья и даже лечащие врачи, как правило, оставили попытки оказать помощь.
Невротические личности утрачивают надежду, не знают, что им делать. Они не могут объяснить своего
состояния, боятся выражать себя или пытаться удовлетворить свои влечения, и, пребывая в состоянии
замешательства, не способны мыслить адекватно. Они терпят неудачи во многих сферах жизни,
чувствуют, что окружающие считают их неудачниками, поэтому сами не испытывают к себе уважения.
Невротические личности не могут решить собственные проблемы и нуждаются в новых условиях
терапевтического научения для достижения лучшей приспособляемости. Психотерапия предоставляет
эти новые условия научения. Терапевтический процесс, по сути, представляет собой ситуацию, при
которой невротические реакции устраняются и выучиваются лучшие, нормальные реакции.
Отбор клиентов. Поскольку психотерапия представляет собой процесс научения,
психотерапевту желательно проводить отбор тех, кто способен к научению в условиях психотерапии.
Если известны эти условия и принципы научения, такой отбор вполне возможен. Правила отбора,
основанные на этих принципах, хорошо согласуются с разработанными, исходя из клинического опыта
и психоаналитической теории.
Во-первых, расстройство должно быть выученным, а не органическим. Чтобы разучиться что-
либо делать, сначала надо этому научиться. Во-вторых, у пациента должна быть мотивация к терапии,
поскольку мотивация является важной составляющей научения. Страдающая личность имеет более
сильную мотивацию, чем довольная собой. Индивид, добровольно обращающийся за терапией, лучше
мотивирован по сравнению с теми, кого вынудили это сделать. Чем большее беспокойство причиняют
симптомы, тем сильнее мотивация к терапии. В-третьих, чем сильнее подкрепляются симптомы, тем
хуже прогноз. Вторичные выгоды, такие как пенсии или компенсации, могут подкреплять симптомы,
снижая мотивацию к терапии. В-четвертых, чем больше потенциальное вознаграждение за улучшение,
тем лучше прогноз. Хорошее физическое здоровье, молодость, красота, интеллект, образование,
специальные навыки, приносящая удовлетворение работа, высокий социальный статус, материальное
благополучие, поддержка со стороны супруга или уверенность в этой поддержке повышают вероятность
вознаграждения. В-пятых, необходимо наличие минимальных навыков социального взаимодействия,
поскольку психотерапия не обеспечивает базового обучения, которое должно быть пройдено в семье.
Требуется минимальная способность использовать речь и реагировать на нее; это, безусловно, зависит
от уровня интеллекта. Способность к высшему психическому функционированию, о котором можно
судить по предшествующему функционированию в различных сферах, делает прогноз более
благоприятным. При отсутствии возрастных достижений, таких как проявления совести или Суперэго,
психотерапия будет сильно затруднена. В-шестых, хуже, если история невроза уходит в детство.
Наконец, неблагоприятными признаками являются привычки, нарушающие ход психотерапии,
например, неспособность разумно говорить или слушать, чрезмерная подозрительность, чрезмерная
пассивность и зависимость, а также крайняя независимость и гордость.
Элементы терапевтического научения. Терапевтический процесс состоит из ряда аспектов.
Первым является снятие подавления через противообусловливание страха или тревоги, которые
связаны с подавленным материалом. «В терапии создается новый тип социальной ситуации,
противоположной той, в которой происходило научение подавлению» (Dollard & Miller, 1950, p. 240).
Иначе говоря, клиент произносит слова, которые были присоединены к страху, стыду и вине, в
терпимой, теплой, принимающей атмосфере, эта вербализация ведет к угасанию страха и вины.
Угасание генерализуется от слов к мыслям, от болезненных, но не подавленных тем к подавленным.
Влечения, которые мотивируют подавление, ослабевают, циклы угасания и генерализации происходят,
пока «идет постепенное отучение от подавления в социальных условиях терпимости в противовес
пунитивным условиям, в которых оно было выучено» (там же, р. 240). Следовательно, терапевтическая
|