ситуация характеризуется терпимостью, которое ведет к снятию подавления.
Процесс этот медленный и трудный, поскольку обсуждение подавленного материала
сопровождается страхом и тревогой. Несмотря на терпимость и нейтральность, психотерапевт в глазах
клиента выглядит специалистом, которому можно доверять и который может успокоить и подбодрить.
Клиент испытывает страх и тревогу во время разговора, которые являются необходимым условием
угасания. В то же время клиент ощущает доброжелательное внимание со стороны психотерапевта.
Наказания не следует, и страх, присоединенный к запрещенным фразам, не подкрепляется. В терминах
конфликта приближения/избегания, свойственного подавлению, градиент избегания уменьшается
благодаря установкам и действиям психотерапевта, поэтому клиент, в результате влечения
приближения, может начать движение к цели, достижение которой позволит удовлетворить влечение.
Помимо высказываний клиента о себе и своем прошлом, второй необходимой частью терапии
являются отношения переноса. Перенос дает информацию, которую сам клиент не способен высказать
прямо. Клиент реагирует на психотерапевта эмоционально, проявляя страх, ненависть, любовь, но не
осознает этого. Эти эмоциональные реакции получили название «переноса», поскольку в
действительности вызывает их не сам психотерапевт; эти реакции переносятся на него как
представителя других личностей, которым они были адресованы изначально.
Перенос происходит во всех сферах обычной жизни, поскольку эмоциональные реакции
возникают под действием многих ситуаций, которые не могут считаться адекватными для них
раздражителями. В терапии эти перенесенные реакции используются для получения информации,
необходимой для оказания клиенту помощи. Психотерапевт поощряет реакции переноса, стараясь вести
себя двусмысленно, что облегчает генерализацию со стороны клиента. Ослабление подавления
благодаря терпимому отношению также облегчает перенос реакции избегания на психотерапевта не
столь выражены, как на других людей.
Генерализация, или перенос, множества ранее выученных адаптивных привычек на
терапевтическую ситуацию позволяет начать терапию. Эти привычки включают проявление
восприимчивости, логики, рассудительности; самокритику; разговор по существу; слушание; готовность
учесть мнение специалистов; выражение адекватных эмоций; ощущение надежды, доверия к
психотерапевту и науке; желание угодить психотерапевту.
Эти виды генерализации, или реакции переноса, способствуют терапии. Другие реакции ей
мешают. Страх и зависимость, беспомощность незамедлительно сказываются на ходе терапии. Ложные
надежды на быстрое исцеление могут быть перенесены на ситуацию терапии из опыта общения с
врачами. Кроме того, клиент привносит в терапию более специфические реакции, мешающие ходу
процесса. Эти реакции являются привычными для клиента способами избавления от тревожных
ситуаций; они включают прекращение разговора или молчание, запутывание вопросов с помощью
несущественных замечаний, уверток, концентрации на малозначительных или не имеющих отношения к
делу моментах, повторы. Страх может быть выражен гневом в отношении психотерапевта, иногда
реакции страха могут вызываться гневом. Распространенной выученной реакцией на тревожную
ситуацию является уход из нее, поэтому клиент может досрочно прекратить терапию. Эти реакции
считаются реакциями переноса на том основании, что они не адекватны терапевтической ситуации.
Вполне возможно, что иногда эмоциональные реакции в адрес психотерапевта вполне адекватны, если
психотерапевт торопится, скучает или проявляет жестокость (что свидетельствует о его
некомпетентности), или когда психотерапевт допускает ошибку (в таком случае лучше всего признать
ее).
Хотя иногда реакции переноса у клиента могут считаться сопротивлением, следует иметь в виду,
что они автоматически генерализуются на терапевтическую ситуацию, а не проявляются клиентом
умышленно. Ситуация переноса не имеет ничего общего с дуэлью, это настоящее сражение. Терапия
это не просто интеллектуальная дискуссия. Эмоции, присущие неврозу, обязательно привносятся в
терапию, хотя бы отчасти.
Появление эмоций в терапии вызывает реакции, о которых клиенту трудно говорить, поскольку
они никогда не имели названия. Следовательно, их следует выявить, затем обозначить и только после
этого обсуждать. Таким образом, третьим аспектом терапевтического процесса становится научение
обозначению (навешиванию ярлыков), или обдумыванию новых тем. Чувства, возникающие после
|