Navigation bar
  Print document Start Previous page
 108 of 400 
Next page End  

снятия подавления, а также проявляемые при переносе должны подвергнуться вербальному
обсуждению.
«Невротиком является индивид, которому требуется набор фраз, предложений, подходящий к
событиям, протекающим в его присутствие или отсутствие. Новые фразы и предложения позволяют
запустить высшие психические процессы... Обозначив не имевшую ранее обозначения реакцию, он
может представить эту реакцию для осмысления» (Dollard & Miller, 1950, р. 281).
Обозначение не следует ошибочно представлять как простую интеллектуализацию. Терапия
включает новые эмоциональные переживания с психотерапевтом, приводящие к научению, которое
может протекать бессознательно, однако «научение легче провести и, следовательно, сделать более
эффективным, при наличии адекватных обозначений» (там же, р. 303). Клиент должен приобрести
собственный эмоциональный опыт и должен правильно его обозначить. Недостаточно для клиента
приобрести набор фраз или предложений, не связанных с эмоциональными или инструментальными
реакциями.
Четвертым аспектом терапии является научение различению. Невротическая личность
«должна ясно увидеть, что конфликты и подавление, из-за которых возникают страдания, не
соответствуют текущим условиям вознаграждения и наказания. Необходимо усвоить, что условия в
прошлом, вызывавшие эти конфликты, резко отличаются от настоящих» (Dollard & Miller, 1950, p. 305).
Лишь после всего этого невротическая личность может набраться смелости и попытаться освоить
новые реакции, которые, будучи вознаграждены, помогают выбраться из невротического тупика.
Предоставление клиенту возможности убедиться в том, что текущая ситуация отличается от
прошлой, способствует уменьшению тревоги, мешающей клиенту опробовать ранее наказуемую, а ныне
заторможенную реакцию. Простое использование ярлыков «прошлое» для описания опасной ситуации
и «настоящее» для обозначения безвредной ситуации позволяет провести различение с быстрым
снижением тревоги. Таким образом, обозначение фасилитирует различение, которое, в свою очередь,
генерализуется на сходные ситуации.
Важность восстановления прошлого заключается в сопоставлении его с настоящим, чтобы
увидеть разницу, произвести различение. Описание прошлого сопровождается частичным его
переживанием, при этом возникают соответствующие эмоции. Таким образом, прошлое может быть до
известной степени привнесено в
настоящее и сопоставлено с ним, в результате чего фасилитируется
различение. Выявление контраста между настоящими привычками клиента к подавлению и
торможению, с одной стороны, и благоприятными возможностями для удовлетворения потребностей,
существующими в окружении, с другой стороны, помогает клиенту мобилизовать свои влечения к
благоразумию и реалистичности; с помощью психотерапевта может быть заторможена тревога, а клиент
поощрен к действию.
Вербальные реакции имеют большое значение для различения, позволяя распознать разные
раздражители, на которые даются сходные реакции, или сходные раздражители, на которые даются
разные реакции. Вербальные сигналы способны предотвратить генерализацию тревоги из прошлого в
настоящее. Когда тревога снижается за счет различения, становятся возможными новые реакции; а
поскольку эти реакции уменьшают невротические влечения, они могут стать основой для новых
привычек, которые окончательно разрешат невротический конфликт.
Результат: восстановление высших психических процессов. Терапевтическое улучшение
может произойти в отсутствие инсайта и без совершенствования в различении. Терпимая установка
психотерапевта, по-видимому, способствует снижению у клиента страха, при генерализации этого
явления возникает общее улучшение. Обычно этого недостаточно для полного исцеления; обязательно
должны иметь место устранение подавления, новые обозначения, улучшение различения и
налаживание высших психических процессов. Высшие психические процессы требуют вербальных и
других сигнал-продуцирующих реакций, поэтому зависят от устранения подавления и от обозначений.
Результатом является целый ряд изменений в мышлении.
Одно из них — это способность производить адаптивное различение,
которое позволяет
воспрепятствовать иррациональным страхам и генерализации первичного раздражителя. Второе
изменение состоит в способности осуществлять адаптивную генерализацию, при которой улучшается
генерализация вторичного раздражителя, что ведет к адаптивным реакциям на культурно определенные
Hosted by uCoz