сходства. Третьим изменением, или улучшением, является предвидение опасности и мотивированное
предусмотрительное поведение.
Вербальные и другие сигнал-продуцирующие реакции могут
опосредовать надежду, а также вознаградить индивида за достижение промежуточной цели или же
поощрить к ожиданию отсроченного вознаграждения. Четвертое изменение состоит в улучшении
способности к рассуждению и планированию через осознание реальной проблемы и точного ее
определения. Пятое изменение заключается в лучшем применении культурного наследия
проверенных решений проблем, которые имеются в наличии. Шестое избегание противоречивого
поведения благодаря логическому мышлению. Наконец, вербализация ранее подавленного материала
приводит не к растормаживанию поведения, а к поведению, находящемуся под более успешным
социальным контролем.
Такой вербальный контроль поведения предполагает, что слова
присоединены к соответствующим эмоциональным и инструментальным реакциям, а не просто к
другим словам.
Необходима значительная практика, или «проработка», прежде чем адекватное обозначение, а
затем различение и генерализация перерастут в привычку. Кроме того, мысли и планы должны
претворяться в действие, которое вознаграждается, если нужно улучшить поведение. На все это
требуется время, поэтому терапия процесс длительный, причем улучшение может продолжаться и
после завершения терапевтических сессий.
Аспекты терапии, связанные с реальным миром. Терапевтические сессии представляют
собой «разговорный» этап терапии. Второй этап протекает во внешнем, или реальном, мире. Реальные
жизненные проблемы должны решаться при помощи новых видов поведения за рамками терапии.
Одним из аспектов этого процесса является генерализация реакций, выработанных на психотерапевта,
также и на других людей. Это важная часть лечения. Эти реакции закрепляются или исчезают в
зависимости от вознаграждения/наказания.
Вместе с тем воспроизведения в реальном мире реакций, которые были выучены в процессе
терапии, явно недостаточно. В реальном мире потребуются реакции, которые никогда не проявлялись
во время терапии. Терапия может подготовить индивида к таким реакциям, благодаря снижению
связанной с ними тревоги, однако, реакции должны проявляться на конкретных людей из реального
окружения клиента. Угасание страха, связанного с обсуждением подобных действий, должно
распространиться на страх, связанный с их выполнением. Когда снижения страха удалось достичь,
усиливаются влечения, направленные на эти действия, преодолеваются тормозящие влечения или
раздражители. По мере приближения к цели могут возникнуть выраженные тревожные реакции, однако
они преодолеваются за счет влечения к отклику. Конфликт приближения/избегания должен быть
разрешен. Терапия способствует этому, уменьшая градиент избегания. У невротической личности
попытка увеличить градиент приближения ведет лишь к усилению конфликта и страданий, возрастает
вероятность прерывания терапии. Психотерапия может протекать медленно, методом проб и ошибок, с
постепенным продвижением вперед, пока не удастся достичь успеха. Необходимость рисковать иногда
приводит к неудачам. Терапия не завершена, если за вербализациями не следуют действия.
Фрейдистская теория предполагает, что реакции за рамками терапии происходят автоматически,
несмотря на то что некоторые аналитики поощряют или рекомендуют эксперименты в реальной жизни.
Хотя подобные реакции имеют обыкновение возникать без всяких указаний, тенденция эта не является
врожденной. Вместе с тем, если рассчитывать на успех терапии, вербальные сигналы необходимо
соединить с явными реакциями; клиент должен действовать. Некоторые клиенты не испытывают
желания что-либо предпринимать, в этом случае психотерапевт «должен вызывать некоторые реакции
действия после сигналов плана, и эта связь должна постепенно вознаграждаться и закрепляться» (там
же, р. 338). На поздних этапах терапии, когда страх (избегание) удалось снизить, хороший эффект может
оказать усиление мотивации (приближения).
Поскольку главные источники уменьшения влечений находятся за рамками терапевтической
ситуации, психотерапевт не может обеспечить те вознаграждения, которые требуются клиенту. Они
должны быть получены в реальной жизни. Природа условий жизни или окружения клиента
чрезвычайно важна для успеха терапии, причем психотерапевт не властен над этими условиями.
Психотерапевты пытаются отбирать клиентов, условия жизни которых достаточно благоприятны.
Терапия имеет свои ограничения. Она не может дать клиенту всего, что он желает, в частности
|