ощущения несправедливости. Таким образом, задача психотерапевта состоит в идентификации этих
реакций как реакций переноса и выяснении причин их появления» (Dollard & Miller, 1950, p. 274).
Несмотря на то что клиенту эти его реакции представляются вполне реальными, психотерапевт
должен убедить его в обратном. Разгневанный клиент может высказывать критику в адрес реально
существующих недостатков психотерапевта (например, иностранного акцента), однако, психотерапевт
не имеет права реагировать на это с гневом или раздражением.
Психотерапевту следует обнаружить существование реакции переноса, показать, что она по
объективным причинам не может быть направлена на психотерапевта, и поднять вопрос о корнях этой
реакции и о том человеке, на которого она изначально была направлена. Поскольку реакции переноса
являются выученными, по ним можно судить о ранних условиях жизни клиента. После того как
показана неадекватность реакции переноса и ее тормозящее влияние на терапию, приобретенное
влечение к проявлению логики и к прогрессу в терапии заставляет клиента возобновить работу и
свободное ассоциирование.
«Если психотерапевт не знает, как вернуть пациента к решению надлежащей задачи, такие
реакции могут оказаться устойчивыми и положить конец процессу терапии. Неспособность понять
проявления переноса является одним из наиболее распространенных источников неудач новичков в
психотерапии. Психотерапевт теряет из-за этого множество своих пациентов, особенно в начале своей
профессиональной деятельности» (Dollard & Miller, 1950, p. 278).
Обозначение
Свободные ассоциации и перенос вызывают эмоциональные реакции, которые никогда не
имели обозначений. Психотерапевт обязан помочь клиенту дать названия этим реакциям. Для этого
психотерапевт, исходя из информации, полученной в результате свободных ассоциаций и переноса,
должен развивать представление о клиенте, не ограничиваясь одной только эмпатией (вживанием в
чувства клиента), но также и обозначая эти чувства. Обозначение заключается в вызывании новых
вербальных реакций путем соединения слов с соответствующим эмоциональным или средовым
сигналом. Клиент может приобрести эти новые вербальные реакции, как минимум, тремя путями.
1. Клиент может обнаружить или создать новые вербальные единицы под воздействием
свободных ассоциаций. Тревога, связанная с реакциями, устраняется благодаря терпимости со стороны
психотерапевта. Выработка реакций усиливается во время терапии как благодаря снижению тревоги, так
и за счет увеличения количества сигналов. «Чем больше существенной работы может самостоятельно
выполнить пациент во время терапии, тем с большей вероятностью он справится со своими задачами в
будущем. Психотерапевт должен проявлять осторожность и не лишать пациента удовольствия делать
свои собственные открытия» (Dollard & Miller, 1950, p. 287).
2. Психотерапевт может избирательно закреплять важные, по его мнению, реакции клиента, не
навязывая ему своих представлений. Психотерапевт может вознаграждать клиента различными
способами, например, одобрительно хмыкнуть, подытожить высказывания клиента, повторить
сказанное клиентом. Вопросы, задаваемые для прояснения материала, изложенного клиентом, могут
также служить этой цели с помощью фокусирования внимания на реакциях клиента.
3. Клиент может отрепетировать реакции, данные психотерапевтом в качестве интерпретаций.
Сильная тревога или несогласованность во времени обозначения и вызванных эмоцией сигналов
способны помешать клиенту правильно обозначить свои реакции. Психотерапевт может давать
обозначения в нужное время. Репетиция может заключаться в парафразе, с использованием
собственных слов клиента, или может проводиться клиентом мысленно, а не вслух. Клиент
вознаграждается уменьшением тревоги, появлением надежды и ощущением прогресса. Иногда тревога
усиливается, и клиент противится интерпретации. Сопротивление может быть обусловлено сильным
стремлением клиента к независимости и самостоятельному разрешению своих проблем, или же
возникает в случае неумной или неуклюжей интерпретации.
Неправильное обозначение может временно снизить тревогу, но в связи с отсутствием
постоянного вознаграждения не отличается стойкостью. Вербальные реакции могут быть присоединены
к эмоциональным сигналам, средовым сигналам, инструментальным действиям или другим вербальным
|