сигналам. Последние отношения могут быть названы кларификацией и обычно включают упорядочение
реакций, событий во временной и причинной последовательности.
Интерпретация, или «подсказка» (prompting),
со стороны психотерапевта необходима, чтобы
терапия была действенной и максимально успешной, поскольку клиент обычно не может сделать все
самостоятельно, хотя это было бы предпочтительно. Клиент, способный на это, быстро добивается
успехов и готов перейти к самостоятельным действиям. Второй из описанных выше методов
используется, когда клиент делает ряд различных, противоречивых гипотез или утверждений.
Третий метод, который также иногда необходим, имеет несколько недостатков. Психотерапевт не
может быть уверен, что клиент использует интерпретацию, когда репетирует реакции молча, а не вслух.
Молчаливые реакции, вероятно, слабее, они менее эффективны, чем вербализации. Ослабление также
происходит в процессе генерализации от психотерапевта к клиенту. Наконец, существует
сопротивление, или «интерпретационный шок».
Психотерапевту не следует вмешиваться, давая интерпретации, пока клиент не прекращает
самостоятельный прогресс, и затем психотерапевт делает это лишь в той степени, в какой, по его
мнению, клиент может выдержать. Кроме того, «искусный психотерапевт... не дает интерпретаций
только по наитию. Он ждет убедительных подтверждений своей гипотезы, прежде чем обозначает,
указывает на реакцию переноса или же обучает различению. Чтобы убедить пациента, факты должны
быть убедительными. Чем меньше необоснованных заявлений делает психотерапевт, тем выше
значимость его слов» (Dollard & Miller, 1950, p. 284).
Обучение различению
Различение включает присоединение различных вербальных сигналов к стереотипам
действительно различных раздражителей. Психотерапевт использует разнообразные методы, чтобы
обучить пациента различению. Одной из техник привлечения внимания к проблемной сфере является
отказ психотерапевта понимать клиента, что стимулирует клиента к повторному исследованию
проблемной сферы. Это напоминает сократовский метод обучения. Использование слова, или ярлыка,
на который уже выработалась серия реакций, переносит эти реакции на новую ситуацию.
Психотерапевт может приостановить некоторые реакции, назвав их ложными или сомнительными.
Таким образом, психотерапевт является «оператором в поле речи, возбуждающим выученные влечения
и распределяющим выученные вознаграждения, вызывая адекватные цепочки фраз для управления
инструментальными реакциями» (Dollard & Miller, 1950, p. 312). Генерализация на сходные наборы
раздражителей может быть ускорена, если психотерапевт укажет на их сходство. Кроме того,
психотерапевт может поощрить различение, отметив различия между прошлым и настоящим, а также
заверяя клиента в благоприятном характере настоящего окружения.
Продолжительность и область применения
Продолжительность. Временных ограничений для терапии не установлено. Предполагается, что
продолжительность лечения будет варьировать в зависимости от особенностей пациента и его проблем.
«Некоторым пациентам потребуется лишь минимальное поощрение, чтобы эффективно
использовать свои высшие психические процессы. В других случаях необходимо много месяцев
кропотливой работы для устранения подавления и восстановления высшей психической деятельности.
Некоторые пациенты нуждаются в небольшом толчке, чтобы сделать первый шаг к действию,
снижающему влечение. Иногда не избежать длительного периода медленного экспериментирования в
терапевтической ситуации, прежде чем удается добиться торможения действия. В каждом случае цель
одна и та же, а именно активная психическая жизнь и эффективное функционирование в реальном мире.
Вместе с тем требования к психотерапевту варьируют в зависимости от выраженности подавления и
силы конфликта» (Dollard & Miller, 1950, p. 423).
Область применения. Данный подход предназначен для лечения неврозов. Вместе с тем ряд
обстоятельств может привести к неудаче терапии (Dollard & Miller, 1950, pp. 424-427), а именно:
|