1) если пациент слишком горд, чтобы обратиться к психотерапевту (за помощью);
2) если пациент не способен соблюдать предложенные психотерапевтом условия лечения
(например, внесение определенной платы);
3) если пациент не способен к научению;
4) если пациент мотивирован недостаточно сильно;
5) если пациент не пытается попробовать новые реакции за рамками терапевтической ситуации;
6) если реальная жизнь не вознаграждает новые реакции пациента;
7) если реальные обстоятельства становятся неблагоприятными.
Пример из практики
Доллард, Олд и Уайт (Dollard, Auld & White, 1953) представили анализ случая краткосрочной
психотерапии с использованием техник, основанных на теориях Долларда и Миллера. Будущим
психотерапевтам будет полезно познакомиться с полным изложением и анализом данного случая, здесь
же представлен лишь фрагмент одиннадцатого интервью без комментариев, который приводится под
заголовком «Тактика: примеры терапевтических техник в данном случае». Следует отметить, что, по
мнению авторов, психотерапевт был слишком активен, следовательно, приведенное интервью не
является хорошей иллюстрацией свободных ассоциаций, во всяком случае, менее хорошей, чем другие
интервью по данному случаю.
«Сессия 11
Пациентка. У меня сегодня был трудный день. Мы с матерью трудились, как рабыни, с
половины восьмого утра. Сегодня у нас званый ужин с большим количеством приглашенных. Я устала.
Она готовила всю еду... Мне не надо было беспокоиться об этом, но всегда в таких случаях находится
множество мелочей. Знаете, я размышляла о нашем с вами разговоре на прошлой неделе... и... моя жизнь
очень скучна и монотонна... но я сама виновата в этом. На самом деле наверно мне следует выбраться из
дома и найти работу, я считаю, мои мысли будут заняты весь день мое время будет занято до вечера
и я с удовольствием буду сидеть дома и ничего не делать. И... я думаю, мне грех жаловаться на это...
на скуку. Потому что это действительно моя вина.
Терапевт. Что вы имеете в виду, когда говорите, что это ваша вина?
П. Ну, я хочу сказать, что мне следует... следует быть так занятой днем, чтобы по вечерам хотеть
сидеть дома, скучать или вести спокойную жизнь. Но... я не знаю, что мне... у меня нет достаточной
квалификации, чтобы выполнять настоящую работу. Я играю небольшие роли в нашем театре, но
никогда не смогу профессионально заниматься шоу-бизнесом. Я могла бы работать в магазине
сувениров, секретарем или телефонисткой или кем-то вроде этого. Но, как мне кажется, я могу делать
это. Сейчас я думаю о бухгалтерии или машинописи и стенографии.
Т. Да, гм.
П. Я могла бы... понимаете, пройти курс обучения из шести несложных уроков, так об этом...
(смеется) пишут в рекламе. Это короткий курс. Я подумываю о том, чтобы его пройти. Вот что забавно,
я не знаю, что со мной происходит, у меня... двое очаровательных детей, прекрасный муж, чудесный
дом... но я несчастлива. Все это лишено для меня смысла.
Т. Я не понимаю вас, вы хотите сказать, что жизнь у вас чересчур легкая...
П. Ну, я думаю, это потому что... мне слишком легко все дается, поэтому... я недовольна.... С
другой стороны, если бы мне все давалось с трудом, неужели я перестала бы жаловаться?
Т. А сами вы как думаете?
П. Это кажется мне логичным. Вероятно, жизнь у меня слишком легкая. Поэтому... у меня нет
оснований жаловаться... я хочу сказать... имея прекрасного мужа, чудесных детей, хороший дом, я имею
возможность развлекаться, когда захочу... а я все жалуюсь. Я несчастлива, потому и жалуюсь постоянно.
Т. На это должна быть какая-то причина, не так ли?
П. Даже не знаю, что и сказать, этого-то я и не понимаю; почему у меня возникают такие
чувства? Почему я все время недовольна, постоянно что-то ищу? Почему мне не получать удовольствие
|