может настолько усилиться, что начнет причинять боль и страдания, невроз обычно является
результатом конфликта влечений, возникших в ситуации кормления, приучения к навыкам опрятности,
полового воспитания и ситуациях, связанных с проявлениями гнева/тревоги. Эти конфликты
подавляются; таким образом, они становятся бессознательными. Бессознательное не может быть
вербализовано, оно не имеет обозначения. Страх является наиболее базовым и сильным влечением,
втянутым в конфликт; он тормозит проявление других влечений, мешая их удовлетворению. Страх в
сочетании с конфликтующими влечениями провоцирует симптомы, состоящие из реакций, часто
компромиссных, что ведет к некоторому ослаблению влечения. Следовательно, симптомы
вознаграждаются или подкрепляются, становятся устойчивыми. Невротическая личность страдает в
силу своих конфликтов, которые мешают удовлетворению влечений, и выглядит при этом глупо,
поскольку подавление не позволяет проникнуть в природу своих проблем.
Терапевтическая ситуация создает условия для нового научения. Свободные ассоциации ведут к
обнаружению подавления. Перенос способствует дальнейшему выяснению природы конфликтующих
влечений. Клиент и психотерапевт занимаются обозначением этих влечений, переживаний, чувств и
конфликтов. Такое обозначение позволяет не только различить на вид сходные, но, по сути, разные
переживания и ситуации, но и провести адекватную генерализацию на действительно сходные
ситуации. Обозначение и возникающий в результате инсайт позволяют клиенту приступить к высшей
психической деятельности, которая необходима для адаптивного поведения.
Невроз по своей природе представляет собой конфликт приближения/избегания, т. е. ситуацию, в
которой индивид склонен одновременно идти к какой-то цели и избегать ее. Градиент избегания
(усиление тенденции к избеганию, или страху, по мере приближения к цели) гораздо сильнее, чем
градиент приближения (усиления тенденции к приближению по мере сокращения дистанции до цели).
Невротическая личность обладает сильной склонностью к избеганию. Попытка усилить мотивацию
невротической личности к приближению приведет лишь к усилению страха и конфликта. Именно это с
самыми лучшими намерениями пытаются сделать родственники и друзья. Если то же самое делает
психотерапевт, клиент, скорее всего, досрочно прекратит терапию. Следовательно, вместо того чтобы
пытаться увеличить градиент приближения, необходимо снизить градиент избегания, а следовательно,
страхи клиента, с помощью принятия, терпимого отношения и понимания.
В одной из своих публикаций Миллер (Miller, 1964) описал ситуацию, в которой страхи клиента
были вполне обоснованными, а достижение цели влекло за собой наказание. Клиента наказывают за
достижение цели, или же он страдает от сильного страха или конфликта, если возможное наказание
препятствует достижению цели.
«В таких случаях попытки уменьшить страх и избегание дадут негативный терапевтический
эффект, и наоборот, позитивный терапевтический эффект может быть достигнут за счет усиления страха
и избегания до такой степени, что испытуемый держится подальше от запретной цели, не заслуживает
серьезного наказания и даже не испытывает искушения быть вовлеченным в конфликт» (р. 154).
Когда наказание осуществляется некоторое время спустя после достижения цели, сильный страх
(или вина) ощущается вслед за этим событием и лишь умеренный страх до того, как цель будет
достигнута. И вновь усиление градиента избегания позволяет получить терапевтические изменения.
Оценка. Доллард и
Миллер представляют детально проработанный, систематический и
обоснованный подход, основанный на теории научения путем подкрепления. Они интегрируют теорию
научения с клинической системой психотерапии, разработанной психоанализом. Они
продемонстрировали, что психоанализ согласуется, или может быть адаптирован к теории научения
путем подкрепления. Концепция подкрепления предложена вместо фрейдовского принципа
удовольствия. Концепция силы Эго трансформирована в высшие психические процессы и культурно-
ценностные выученные влечения и навыки. Подавление становится торможением сигнал-
продуцирующих реакций, которые опосредуют мышление и рассуждение. Перенос является особым
случаем генерализации. Конфликт рассматривается в терминах теории научения. Дополнительные
концепции и принципы, такие как торможение и ограничение, расширяют психоаналитические
представления. Концепция реальности расширяется, или конкретизируется, в терминах физических и
социальных условий научения. Делается акцент на необходимости проявления и подкрепления реакций
за рамками терапии, в реальной жизни.
|