тревоги является страх.
Как выучивается страх. Это определение тревоги относится к безусловным реакциям.
«Нейтральные раздражители, оказывающие влияние на личность, вызывая страх, являются условными
для страха» (Wolpe, 1990, р. 25). В дальнейшем реакции страха могут развиться не только через
классическое обусловливание условных реакций страха второго порядка, но также на основе
информации, посредством которой страхи ассоциированы с представлениями об «опасности» через
речь.
Этиология невротических страхов. Невротические страхи развиваются точно так же, как и
обычные страхи на основе классического обусловливания или же информации/дезинформации
(когнитивное научение). Вместе с тем невротические страхи служат реакцией на ситуацию-
раздражитель, которая объективно не является источником опасности. Некоторые обусловливающие
факторы включают эмоциональную чувствительность, предрасположенность, отсутствие информации
или дезинформацию, а также физиологические факторы (например, усталость, заболевание).
Экспериментальные и клинические неврозы. Экспериментально вызванные неврозы у
животных сходны с неврозами у людей.
1. Невротическое поведение напоминает поведение, проявляющееся в провоцирующей
ситуации.
2. Невротические реакции находятся под контролем тех же или сходных (генерализованных)
раздражителей, которые присутствовали в провоцирующей ситуации.
3. Невротические реакции наиболее интенсивны, когда раздражители максимально напоминают
те, которые изначально обусловили такое поведение.
4. Невротические реакции отличаются стойкостью к угасанию.
5. Невротические реакции подвержены обусловливанию второго порядка.
«Основное различие между экспериментальными и клиническими неврозами состоит в том, что
при первом страх изначально вызывается безусловным раздражителем, например электрошоком, а при
клинических неврозах это условный раздражитель, например представление о смертельной опасности.
Клинические неврозы возникают в ходе обусловливания второго порядка» (Wolpe, 1982, р. 41).
Терапевтический процесс
Поведенческая терапия представляет собой «применение экспериментально установленных
принципов и парадигм научения для преодоления неадаптивных привычек» (Wolpe, 1990, р. 3).
Психотерапевт рассматривает пациента как продукт генетического наследия и научения,
происходившего в процессе экспозиции к раздражителям в окружении, что и привело к неадаптивным
установкам, мыслям, вербальному и эмоциональному поведению. Таким образом, психотерапевт
никогда не винит пациента, не относится к нему пренебрежительно, а, напротив, выражает симпатию,
эмпатию, сочувствие и дает объективную оценку.
Поведенческий анализ
Терапии предшествует поведенческий анализ. «Поведенческий анализ это процесс сбора и
просеивания информации, которая будет использована в ходе поведенческой терапии» (Wolpe, 1990, р.
59). При этом необходимо исключить психозы и органические поражения.
Выявление первичных раздражителей реакций. Психотерапевт исследует страхи пациента и
другие жалобы с целью получения информации об их предпосылках и развитии за счет обусловливания
второго порядка. Уточняются текущие взаимоотношения раздражительреакция, поскольку на них
обычно фокусируется терапия. Анализ осложняется при наличии других жалоб помимо тревоги, в
частности заикания, компульсивных действий, «психосоматических» заболеваний. Психотерапевту
предстоит решить, на чем основан страх, на классическом обусловливании или на дезинформации.
Сбор анамнеза. После исследования имеющихся реакций узнается история жизни пациента, при
этом особое внимание уделяется семейным взаимоотношениям, обучению, профессиональной
|