деятельности, половому развитию и социальным взаимоотношениям. После этого пациенту предлагают
личностный опросник Уиллоби, опросник страха, разработанные Вольпе и Лэнгом (Wolpe & Lang, 1964,
1969), а также шкалу самодостаточности Бернрейтера. Проводится медицинское обследование при
наличии признаков органического заболевания. Приступы тревоги при отсутствии постоянных
раздражителей-предпосылок могут быть причиной гипогликемии, гипертиреоза или, реже, других
неврологических или физиологических расстройств.
С пациентом обсуждаются терапевтические задачи и стратегии их разрешения, несмотря на то,
что решение о приоритетных сферах вмешательства принимает психотерапевт (исходя из того,
насколько та или иная невротическая привычка осложняет пациенту жизнь). Терапия в каждом случае
проводится индивидуально, хотя существует несколько общих правил.
1. Эмоциональный климат представляет собой смесь объективности и терпимости с учетом
действий и установок, которые представляются пациенту нежелательными.
2. Пациента следует заверить, что реакциям, которые были выучены, можно разучиться.
3. Ложные представления о симптомах следует скорректировать как можно быстрее.
4. При отсутствии выраженных фобических реакций следует как можно раньше в процессе
лечения поощрить пациента к ассертивному поведению.
5. Для множества неадаптивных привычных тревожных реакций систематическая
десенсибилизация это лечение с помощью выбора.
Подготовка к поведенческой терапии. Несмотря на то что большинство пациентов осознают,
что страх (тревога) связан с их неврозом, центральную роль страха следует дополнительно
акцентировать, например сказав пациенту следующее.
«Вам известно, что ваша проблема состоит в чрезмерном страхе. Эта эмоция вполне оправдана в
повседневной жизни при возникновении реальной угрозы, например при передвижении в одиночку в
ночное время в незнакомой и опасной местности, при получении уведомления об увольнении с работы
или при нападении ядовитой змеи. Совсем другое дело, когда страх возникает в ситуациях, не
связанных с реальной угрозой, например при виде того, как другому человеку делают укол, при входе в
переполненное помещение, при езде в машине. Очевидно, что реальной опасности в этих ситуациях
нет, а возникающий при этом страх мы называем невротическим. Задача терапии состоит в том, чтобы
отделить этот страх от вызывающих его раздражителей или ситуаций.
Давайте рассмотрим, как возникают невротические страхи. Процесс протекает в полном
соответствии со здравым смыслом. Выраженная реакция страха в присутствии конкретного видимого
знака или звука «присоединяется» к нему. Как результат впоследствии при возникновении этого же
знака или звука в любых обстоятельствах автоматически запускается реакция страха. Например,
американский лейтенант прошел все «круги ада», пережив бомбардировку во Вьетнаме. Спустя
несколько недель после возвращения на родину, когда они с женой шли в гости, рядом громко взревел
грузовик. Наш лейтенант тут же запаниковал, «перекатился под стоящей машиной, вжавшись в канаву».
Ваши собственные страхи были приобретены сходным образом в результате неприятных
переживаний, которых мы касались в истории вашей жизни. Неприятные эмоции, которые стали
возникать у вас впоследствии, стали условными, или привязанными к аспектам ситуации, в свое время
оказавшей на вас воздействие. Это означает, что очередные сходные переживания приведут к
появлению тех же неприятных чувств. Теперь, поскольку все это произошло в результате процесса
научения, можно устранить эти реакции за счет применения принципов научения. Если, как в случае с
ветераном Вьетнама, ваши страхи представляют собой автоматические эмоциональные привычки, нам
придется воспользоваться другими эмоциями для разрушения этих привычек. Если же какие-либо из
ваших страхов обязаны своим существованием дезинформации, мы дадим вам корректирующую
информацию» (Wolpe, 1982, р. 87).
В дополнение к таким подготовительным фразам психотерапевт знакомит пациента со схемой,
объясняющей задачи поведенческой терапии. Кроме того, психотерапевт пытается оценить тревогу
пациента с помощью шкалы субъективных единиц дистресса, СЕД (SUD, subjective units of distress).
Рассмотрим пример использования шкалы СЕД самим Вольпе.
«Представьте себе наиболее сильную тревогу и присвойте ей значение 100. Затем представьте
абсолютное спокойствие, то есть полное отсутствие тревоги, обозначим это состояние нулем. Теперь у
|