Navigation bar
  Print document Start Previous page
 127 of 400 
Next page End  

вас есть шкала тревоги. В каждый момент бодрствования ваше состояние будет находиться где-то между
0 и 100. Как вы оцениваете свою тревогу в данный момент?» (Wolpe, 1990, р. 91).
Шкала СЕД может использоваться для выявления уровня тревоги пациента в разное время,
например во время сессий, вне сессий, в тех или иных ситуациях.
Проведение терапии: техники терапии
Когнитивные процедуры
Когнитивные элементы присутствуют во всех психотерапевтических подходах. Помимо
когнитивной деятельности, являющейся частью человеческих отношений, и вопреки заявлениям
некоторых когнитивных психотерапевтов, «когнитивные процедуры всегда были частью обычной
поведенческой терапии в соответствии со здравым смыслом» (Wolpe, 1982, р. 86). В дополнение к сбору
информации для поведенческого анализа и подготовке пациента к терапии существует ряд других
когнитивных процедур.
Преодоление страхов с когнитивной основой. Страхи с когнитивной основой возникают в
результате дезинформации об опасности ситуации, а не являются условной реакцией на ситуацию. В
этом случае предоставляется корректирующая информация типа нижеследующей, которая усиливается
детальными инструкциями, демонстрациями и доводами.
«Ваши страхи основаны на ошибочном мышлении. В тех случаях, когда речь идет о неправильной
информации, я укажу на это и сообщу вам верные сведения с необходимой детализацией. Если же и при
наличии правильных сведений вы будете продолжать делать в свой адрес вредные, вызывающие страх
комментарии, я попытаюсь это выявить и помогу вам покончить с этой привычкой» (Wolpe, 1982, р. 89).
Остановка мыслей. Остановка мыслей используется для устранения нереалистичных,
непродуктивных, вызывающих тревогу, устойчивых или навязчивых мыслей. Пациенту предлагают
закрыть глаза и перечислять свои мысли по очереди; терапевт говорит «Стоп!» и указывает пациенту на
то, что мысли остановились. Эта процедура повторяется несколько раз, пациенту рекомендуют
практиковаться останавливать мысли, говоря себе «Стоп!». Этот метод можно видоизменить,
сопроводив сигнал остановки неприятным ударом или попросив пациента нажимать звонок при
возникновении бесполезной мысли, при которой психотерапевт говорит «Стоп!»
Вопреки уверениям когнитивных психотерапевтов, когнитивные ошибки, искажения или
ложные представления не являются единственными причинами неврозов.
«Для когнитивистов эмоционального обусловливания, и в частности выученного
автоматического запуска реакций страха, не существует. Я не согласен с тем, что психотерапевтическая
задача заключается лишь в когнитивной коррекции, поскольку это противоречит установленным фактам
о вегетативных реакциях, а также клиническим данным.» (Wolpe, 1982, pp. 114-115; cf. Вольпе, 1990, pp.
131-134).
Тренинг ассертивности
«Ассертивное поведение — это социально оправданное вербальное или двигательное
выражение любых эмоций, кроме тревоги» (Wolpe, 1990, р. 135). Хотя сюда включается проявление
любви и симпатии, чаще речь идет о негативных заявлениях или выражении несогласия. Нормальное
ассертивное поведение тормозится по причине страха. Подавление чувств в результате торможения
действий, вызывающих у индивида сильные чувства, служит причиной внутреннего смятения и
психосоматических реакций. Терапия направлена на выявление заторможенных реакций, которые ведут
к реципрокному торможению тревоги и ослаблению тревожной реакции. Таким образом, имеют место
как противообусловливание, так и оперантное обусловливание, усиливая друг друга.
Пациенты могут задать вопрос о моральности ассертивного поведения. В ответ можно показать
три возможных подхода к межличностным отношениям. Первый состоит в том, чтобы считаться только
с собой, пытаться достичь своего, не обращая внимания на окружающих. Второй заключается в
уступчивости, привычке ставить во главу угла интересы других. Оба этих подхода ведут к трудностям.
Hosted by uCoz