Третий подход является золотой серединой, когда ваши интересы имеют приоритет, но при этом
учитываются также интересы других.
Потребность пациента в тренинге ассертивности может естественным образом вытекать из его
жалоб, из показателей по личностному опроснику Уиллоби или из ответов на вопросы психотерапевта
типа «Как вы поступите, если кто-нибудь встанет в очереди впереди вас?» Пациенты должны признать
и принять потребность в ассертивности как разумную и желательную, не противоречащую их
религиозным или этическим убеждениям.
Часто достаточно простой инструкции, чтобы побудить пациентов попробовать вести себя
ассертивно. Если пациент находит такое поведение для себя трудным, необходимы более значительные
усилия в этом направлении; психотерапевт может даже отказаться встречаться с пациентом, пока не
будут предприняты определенные действия. Когда ассертивные действия совершены, пациент сообщает
о своих переживаниях, его поздравляют с успехами, ошибки исправляют. Как правило, желательно
давать пациенту задания возрастающей сложности, как при систематической десенсибилизации, в
частности при наличии «фобических» реакций на ассертивность или же боязни агрессии со стороны
окружающих. Основное правило гласит: «Никогда не побуждайте к ассертивному поступку, который
с большой вероятностью может быть наказан» (Wolpe, 1990, р. 145).
В том случае, если пациент не способен к проявлениям ассертивности в реальной жизни, можно
использовать поведенческие репетиции, в которых психотерапевт выступает в роли человека, в
отношении которого проявляется неадаптивное тревожное и заторможенное поведение пациента. Это
дает пациенту возможность практиковаться в уверенных утверждениях и усовершенствовать это свое
поведение с помощью терапевта. Для ситуаций, в которых уверенность и настойчивость могут оказаться
неадекватными (например, при общении с начальником), поощряются непрямые способы контроля, в
частности описанное в подходе Поттера умение утвердить свое превосходство («lifemanship» или one-
upmanship).
Представленный в этой главе случай миссис Шмидт позволяет составить представление о
том, что такое тренинг ассертивности. Несмотря на то что этот тренинг используется реже метода
систематической десенсибилизации, к нему часто прибегают на начальных этапах терапии из-за его
относительной простоты и эффективности, а также для повышения интереса пациента к терапии.
Систематическая десенсибилизация
Систематическая десенсибилизация представляет собой постепенное преодоление привычек к
реакциям невротической тревоги. У пациента вызывают физиологическое состояние, несовместимое с
тревогой, обычно релаксацию, после чего подвергают его действию раздражителя, вызывающего
слабую тревогу. После привыкания к слабому раздражителю сила его увеличивается, пока на
чрезвычайно сильный раздражитель пациент не научится реагировать как на слабый, с последующим
полным исчезновением тревоги. Метод сходен с техникой кормления кошек в присутствии вызывающих
тревогу раздражителей возрастающей интенсивности. Систематическая десенсибилизация полезна при
лечении неврозов, не связанных с межличностным взаимодействием, при которых тренинг
ассертивного поведения эффекта не дает; в частности, речь идет о фобиях или о тех пациентах, у
которых одно только присутствие другого человека вызывает страх.
Десенсибилизация предполагает обучение пациента релаксации по Джекобсону (Jacobson, 1938)
на протяжении 6-7 занятий, перемежающихся с практикой в домашних условиях по 15 минут два раза в
день. Вначале расслабляются мышцы рук, затем головы и лица (вторая и третья сессия), шеи и плеч
(четвертая сессия), спины, живота и груди (пятая сессия) и, наконец, нижних конечностей (шестая
сессия).
Одновременно с тренингом релаксации создается иерархия тревоги. «Иерархия тревоги
представляет собой перечень вызывающих тревогу раздражителей, ранжированных в соответствии с
выраженностью вызываемой ими тревоги» (Wolpe, 1990, р. 160). Иерархия строится на основе анамнеза
пациента, его результатов по личностному опроснику Уиллоби и опроснику страха, а также исходя из
тестов, включая домашнюю работу пациента по составлению перечня всех ситуаций, мыслей или
чувств, которые его как-либо пугают или беспокоят. Разные страхи группируются по темам.
Раздражители или ситуации не обязательно пережить лично, достаточно мысленно их представить.
|