межличностных процессов. В это же время Салливан разрабатывал теорию межличностной психиатрии
(Sullivan, 1938).
Задача кратко пересказать весь объем написанного Фрейдом, со всеми последующими
изменениями, необыкновенно сложна. К счастью, мой английский коллега, доктор Ричард Нельсон-
Джоунс, уже выполнил эту задачу в своей книге «Теория и практика консультирования» (Richard Nelson-
Jones, 1982)
[На русском языке см.: Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. СПб.:
Питер, 2002.
Примеч. ред.]. Глава, посвященная Фрейду в данном издании, является сильно
переработанным и расширенным с разрешения автора материалом Нельсона-Джоунса.
Глава 1. Психоанализ: Фрейд
Зигмунд Фрейд (1856-1939) родился в Фрайберге маленьком городке в Моравии, в местности,
ныне принадлежащей Чехословакии. Он был самым старшим из восьмерых детей, кроме него в семье
было еще два мальчика и пять девочек (для его отца это был второй брак). Его отец, торговец шерстью,
увез семью в Вену, когда Фрейду было 4 года. В возрасте 9 лет Фрейд поступил в гимназию Сперл
(среднюю школу), где был одним из лучших учеников, и с отличием окончил ее в 17 лет.
В то время медицина не интересовала его, но он писал, что «прекрасное эссе Г¸те о природе,
которое профессор Карл Бруль читал вслух незадолго до моего выпуска из школы привело меня к
решению изучать медицину» (Freud, 1935, р. 14). Он поступил на медицинское отделение Венского
университета в 1873 г. С 1876 по 1882 г. он работал в лаборатории психологии Эрнста Брюкке, изучая
гистологию нервных клеток. В 1881 г. он с отличием сдал выпускные экзамены и получил степень
доктора медицины.
В 1882 г. Фрейд приступил к медицинской практике. Но его научные интересы привели его в
главную больницу Вены, где он начал исследования в Институте церебральной анатомии. Он хотел
изучать нервные заболевания, но оказалось, что учиться он мог только у себя самого. В октябре 1885 г.
он поехал в Париж на стажировку и оставался там до февраля 1886 г., обучаясь в больнице Салпетриер
(специализирующейся на нервных заболеваниях) под руководством Шарко. Именно там он
заинтересовался истерией, которую исследовал Шарко.
По возвращении в Вену Фрейд женился на Марте Бернэ и начал частную практику в качестве
специалиста по нервным заболеваниям. Его младшая дочь Анна пошла по стопам отца и стала
известным детским психоаналитиком. Его «арсенал терапевта состоял всего из двух оружий:
электротерапии и гипноза» (Freud, 1935, р. 26). Скоро он оставил электротерапию (не путать с
электрошоком) и начал осознавать ограниченные возможности гипноза.
В начале 1880-х гг. Фрейд близко сошелся с Йозефом Брейером, выдающимся венским врачом,
который с 1880 по 1882 г. проводил успешное лечение девочки. Брейер вводил ее в глубокий гипноз и
добивался вербализации ее воспоминаний о связанных с эмоциями ситуациях из раннего периода ее
жизни. Фрейд начал применять этот метод к своим пациентам в конце 1880-х гг., осознавая
«возможность того, что существуют мощные мыслительные процессы, которые тем не менее остаются
скрытыми от сознания человека» (Freud, 1935, р. 29). В 1893 г. Фрейд и Брейер написали доклад о
методе катарсиса (несдерживаемого и ненаправляемого излияния эмоций), а два года спустя они
опубликовали «Исследования истерии» (1895).
В 1890-х гг. Фрейд страдал симптомами невроза, включая приступы депрессии, апатии и
тревожности. Кокаин, похоже, ослаблял возбуждение и успокаивал депрессию; Фрейд провел
исследование о кокаине. Именно в этот период он написал свою самую оригинальную работу. Он
сдружился с Вильгельмом Флейссом, специалистом по заболеваниям горла и носа, который считал
основной причиной таких заболеваний сексуальные проблемы и который единственный из всех врачей
поддержал Фрейда, когда тот излагал свои теории психосексуального развития.
Фрейд отказался как от гипноза, так и от техники надавливания руками на голову пациента,
которую он иногда использовал одновременно с гипнозом, однако он продолжал работать с
пациентами, сидя в кресле позади них, в то время как они лежали на кушетке. (Оказывается, такая
позиция была выбрана не по каким-то теоретическим или эмпирическим причинам, а потому что
|