Первым делом дается определение теории с точки зрения ее основателей, а также сведения о
происхождении или направлении подхода. Далее обсуждаются главные концепции необходимые
элементы теории. Сюда входят также философская основа или подтекст и родственные с данным
подходом теории поведения и научения или поведения и его изменения. Далее представлены цели
терапии и терапевтического процесса, за которыми следует обсуждение техник или поведения
психотерапевта, который в ходе лечения применяет эти концепции. Когда есть возможность,
описывается один или более примеров к данной теории. Завершают обсуждение краткие выводы и
общая оценка.
Оценка не является полноценной критикой теории, но перечисляет главные особенности
каждого подхода и основные пункты критики, которая была или могла возникнуть против данной
теории.
Теории представлены скорее в описательной форме, чем в полемической. Как и Хилгард (Hilgard,
1948), мы подошли к задаче «с желанием быть дружелюбными к каждому представленному мнению,
принимая во внимание, что они принадлежат интеллигентным и искренним людям или группам людей,
и должно быть что-то, чему каждый из них может нас научить». Цель книги не критика и не
сравнение различных теорий, и не попытка выработать единую теорию, соединив аспекты различных
подходов. Наша цель представить относительно коротко и объективно различные современные точки
зрения в психотерапии. Это сложная задача, поскольку существует опасность неверного истолкования
теорий из-за краткости, возможного непонимания или предубеждений, влияющих на восприятие.
Надеемся, что нам удалось избежать этой опасности, поскольку главы были проверены представителями
различных подходов. Как бы там ни было, мы принимаем на себя ответственность за то, что вы
прочтете в следующих главах.
Часть I. Психоаналитические и неоаналитические подходы
Предисловие к части I
Психоанализ и его производные разнообразные психоаналитические и неоаналитические
теории долгое время причислялись к психодинамической, или глубинной, психотерапии. С
приходом клиент-центрированной терапии в 40-50-х гг. и поведенческой терапии в 1960-х важность
психоаналитической терапии снизилась. Но психоаналитическая терапия не путать с классическим
психоанализом (четкое следование Фрейду и использование кушетки в ежедневных сессиях) далека
от вымирания. За последние 15 лет несомненно возродился огромный интерес к психоаналитической
мысли и ее применению, сопровождающийся выпуском книг по психоанализу. В 1982 г. было основано
издательство, специализирующееся на книгах и периодике в этой сфере («Аналитическая пресса»), а в
1983 г. журнал-обозрение литературы по психоанализу (Review of Psychoanalytic Books, International
Universities Press).
В 1980 г. появилось тридцать девятое отделение Американской психологической
ассоциации Отделение психоанализа.
Психоаналитическая психотерапия не представляет собой какой-то единого общего подхода.
Существуют авторы, с самого начала обособившиеся от Фрейда и его теорий (обоснованных им в его
поздних публикациях (Freud, 1029, 1933, 1935)). Это Адлер (Adler, 1927), Фромм (Fromm, 1941), Хорни
(Horney, 1937), Юнг (Jung, 1954), Ранк (Rank, 1947), Салливан (Sullivan, 1938). Позже в своих работах
психоаналитики Хартман (Hartman, 1958), Эриксон, (Erikson, 1950), Рапапорт (Rapaport, 1959) и Кохат
(Kohut, 1971) уделяют особое внимание роли эго, или «я», в развитии человека и его нарушений.
В этой части вы найдете главы о Фрейде, Юнге, Адлере и о теории объектных отношений.
Фрейд, Юнг и Адлер, являясь основателями основной аналитической или неоаналитической школы
мышления, все еще влияют на психотерапевтическую практику. Теории объектных отношений, хотя и
обязаны своим происхождением Фрейду, Юнгу и Адлеру, заслуживают отдельного внимания, поэтому
мы посвятили им главу. Создатели этих теорий заставили психоаналитическую теорию перейти от
сосредоточенности на патологии и терапии внутриличностных процессов к патологии и терапии
|