Теории психотерапии не могут быть четко отделены от теорий научения, теорий личности или
основных теорий поведения. Каждая теория научения и личности явно или скрыто связана с теориями
психопатологии и психотерапии. Психотерапевты работают с клиентами, которые имеют нарушения
поведения и личностные нарушения. Задача психотерапии изменить поведение или личность
относительно чего-то или до какого-то предела. Подходы различаются по природе и степени изменения
личности, к которому они стремятся, но в каждом из них целью терапии признается некое изменение
поведения, включая изменение отношения к окружающему миру, ощущений, восприятия, ценностей или
целей. Поскольку научение можно широко определить как изменение поведения, терапия, конечно же,
связана с научением и тем самым с теориями научения.
На самом деле сложно различить теории научения, теории личности и теории психотерапии.
Халл и Линдси (Hall & Lindzey, 1970) различают теории, которые занимаются любым событием в
поведении, влияющим на человека (общие теории поведения), и теории, которые привязаны к
определенным аспектам поведения человека (частные теории). Тем не менее сложно четко провести
между ними границу. Халл и Линдси утверждают, что теории личности это общие теории поведения,
и признают, что теории научения также могут быть причислены к теориям поведения, но то же
относится и к теориям психотерапии. Даже теории восприятия могут быть теориями поведения,
поскольку от восприятия зависит поведение. Говоря кратко, поведение неделимо, и любая теория,
имеющая отношение к основному аспекту поведения, должна стать общей теорией поведения. Теории,
относящиеся к различным аспектам, должны иметь между собой логику и вместе должны составлять
общую теорию поведения. Со временем теории научения, личности, восприятия и психотерапии
должны стать частями общей теории поведения.
Таким образом, спор между теориями психотерапии неизбежно включает в себя сферы личности
и научения. Следовательно, за каждой теорией психотерапии стоят или должны стоять теория личности
и теория научения. Обычно связь между теорией личности и теорией научения скорее подразумевается,
чем выступает явно. Если она выставляется напоказ, то это обычно свидетельствует о том, что теории
обеих сфер развились из теории психотерапии, как в случае с клиент-центрированной терапией, хотя,
конечно, может случиться так, что теория психотерапии совпадает логически с независимо развившейся
теорией личности. В любом случае теории личности переплетены с теориями психотерапии.
Таким образом, поскольку авторы различных подходов представляли их с точки зрения теории
личности, она будет включена в издание как часть заключения по подходу. С нашей стороны тем не
менее не будет попыток обеспечить теорию личности к каждому подходу, которому недостает четкой
теории. В этой книге мы не собирались идти дальше того, что было сделано исследователями,
занимающимися различными подходами к психотерапии.
Философский подтекст
Оллпорт (Allport, 1961) замечает, что «теория научения (как и многие другие психологические
теории) основывается на присущей данному исследователю концепции человеческой природы.
Другими словами, каждый автор теории научения является философом, хотя он может этого и не знать»
(р. 84). Это, возможно даже в большей степени, относится и к теориям психотерапии. Таким образом,
наши обсуждения должны включать философские основы, которые очевидны или подразумеваются в
соответствующих теориях. Конечно, мы не выводим точной философской формулировки для каждой
обсуждаемой теории, но нам кажется необходимым иметь в виду те предположения о человеческой
природе, на которых основываются различные теории, так же как и задачи и цели психотерапии,
которые принимаются или поддерживаются ими. Во многих случаях, конечно, в оригинальном
изложении теорий эти вещи учитываются очень мало, и это нашло свое отражение в данном издании.
Структура книги
При обсуждении различных теорий желательно придерживаться какой-то общей схемы. Тем не
менее трудно выработать такую схему, которая была бы подходящей для всех теорий. Поэтому
выбранные категории немногочисленны, широки и носят общий характер.
|