Navigation bar
  Print document Start Previous page
 154 of 400 
Next page End  

инсайт-ориентированные
методы, которые используются в том числе в рационально-эмотивной
терапии, это лишь предварительные техники для установления раппорта, предоставления клиентам
возможности для самовыражения, демонстрации уважения к ним. Психотерапевт обеспечивает как
безоценочное принятие, так и безусловное позитивное отношение к клиенту как человеку,
демонстрируя, что индивид достоин уважения независимо от своего поведения.
«В связи с тем, что приходящий на терапию пациент в высшей степени расстроен, с ним
необходимо обращаться предупредительно, терпимо, тепло, оказывать ему поддержку, время от времени
позволяя высказывать свои чувства с помощью техник свободных ассоциаций, абреакции, ролевой игры
и других экспрессивных техник, которые могут быть неотъемлемой частью эффективной терапии.
Вместе с тем рациональный психотерапевт не тешит себя иллюзиями, что эти методы построения
отношений и выражения эмоций реально позволяют добраться до истоков алогического мышления
пациента и побудить его мыслить более рационально» (Ellis, 1962, р. 95).
Иногда этого достаточно, но чаще всего нет.
Важной техникой рационально-эмотивной терапии является обучение. После начального этапа
психотерапевт проводит активное переобучение клиента. Психотерапевт показывает, что нарушения
клиента коренятся в отсутствии логики, а их поддержанию способствуют алогичные внутренние
вербализации.
«Пациентам следует показать, что их интернализованные высказывания в определенном смысле
нелогичны и нереалистичны... Эффективный психотерапевт обязан постепенно развенчивать прошлое и
в особенности настоящее алогическое мышление своего пациента, его самоуничижающие вербализации
с помощью: а) привлечения к ним внимания пациента; б) демонстрации их роли в происхождении и
поддержании его нарушений и несчастий; в) конкретной демонстрации признаков отсутствия логики в
интернализованных фразах пациента; г) обучение пациента переосмысливанию, оспариванию и
противодействию этих (и других сходных) фраз, с тем чтобы мысли стали более логичными и
эффективными» (Ellis, 1962, pp. 58-59).
«Рационально-эмотивная психотерапия противодействует иррациональным представлениям
человека двумя основными способами. 1) Психотерапевт выступает в роли контрпропагандиста, прямо
противостоящего и отрицающего саморазрушающую пропаганду и суеверия, которые пациент
изначально выучил и которые он продолжает себе внушать сейчас. 2) Психотерапевт поощряет,
убеждает и даже настаивает на том, чтобы пациент предпринял те или иные действия (например,
сделал что-либо, чего он боится), что само по себе служит хорошим контраргументом против
ошибочных убеждений» (Ellis, 1962, pp. 94-95).
Таким образом, рационально-эмотивный психотерапевт использует логику и рассуждение,
обучение, убеждение, конфронтацию, разубеждение и предписание поведения с целью показать клиенту
иррациональность его философии, продемонстрировать ее связь с эмоциональными нарушениями,
изменить мышление клиента, а следовательно, и его эмоции, заместив иррациональные представления
рациональными, логичными (Ellis, 1989). Кроме того, как было упомянуто ранее, психотерапевт идет
дальше в обучении клиента и в качестве профилактической меры разбирает с ним основные
иррациональные идеи, свойственные нашей культуре, предлагая более эффективные рациональные (Ellis
& Dryden, 1987).
Таким образом, может быть использован любой метод или техника, помогающие клиенту
увидеть, оспорить и изменить свои иррациональные допущения или убеждения. Клиентов могут
буквально заставить «взглянуть на простые восклицательные предложения, которые они адресуют себе
для пробуждения эмоций гнева и враждебности».
«Так, клиент может рассказать, например, следующее: «Жена обвинила меня в несправедливом к
ней отношении, что ужасно меня разозлило, поскольку это совершеннейшая неправда, и она...». Я тут же
прервал его и задал вопрос: «Что именно вас разозлило? Каким образом ложные обвинения вашей жены
могли вас задеть? Вы хотели сказать, вероятно, что ваша жена несправедливо вас обвинила, а вы после
этого разозлили себя, упрямо повторяя себе: 1) "Мне не нравится ее несправедливое обвинение" и 2)
"Поскольку мне это не нравится, она не должна была так поступать". Не это ли вас расстроило, ваши
собственные иррациональные убеждения, а не ее обвинение?»» (Ellis, 1973, pp. 153-154).
Рационально-эмотивный психотерапевт проявляет вербальную активность. Как утверждал
Hosted by uCoz