Эллис:
«Я довольно много говорю, вместо того чтобы пассивно выслушивать то, что говорит мне
клиент. Я без всяких сомнений, даже на первой сессии, вступаю в конфронтацию с клиентом при
проявлении признаков иррационального мышления и поведения. Я активнейшим образом
интерпретирую многое из того, что говорит и делает клиент, не особенно заботясь о возможном
сопротивлении и защитах с его стороны. Я настойчиво пытаюсь убедить человека отказаться от твердо
удерживаемых им иррациональных и непоследовательных убеждений, без тени сомнения нападаю на
провоцирующие невроз идеи и установки, показав сначала, как и почему они существуют» (Ellis, 1973, р.
154).
Психотерапевт не только работает с конкретными иррациональными убеждениями клиента, но
также знакомит его с рационально-эмотивной теорией эмоциональных нарушений, давая учебную
литературу. Таким образом, складывающиеся в процессе терапии отношения сродни отношениям
преподавателя и студента.
«Я сознательно не проявляю особой теплоты или человечности в отношении большинства своих
клиентов, даже тех из них, кто нуждается в них и просит об этом, поскольку, как я им сразу же объясняю,
их главная проблема обычно состоит в том, что они думают, что испытывают потребность быть
любимыми, хотя в действительности это не так; моя задача научить их тому, что можно прекрасно
обходиться без одобрения и любви окружающих. Таким образом, я отказываюсь удовлетворять их
болезненную потребность в любви» (Ellis, 1973, р. 155).
В основе рационально-эмотивной терапии лежит осознавание (инсайт). Инсайты эти не совсем
обычны, когда речь идет о происхождении или исторических корнях поведения клиента. Существует
три вида инсайта (Ellis, 1979c). Первый заключается в признании того факта, что настоящее
дисфункциональное поведение имеет предпосылки, в том числе прошлые переживания. Более важным
является инсайт второго вида: понимание того, что исходные причины причиняют беспокойство лишь
постольку, поскольку иррациональные убеждения клиента подпитывают и освежают их. Третий вид
инсайта заключается в признании клиентом того,
«что нет иного пути преодоления эмоционального нарушения, кроме его собственного
постоянного наблюдения и противодействия своей системе убеждений, кроме его собственной работы
над изменением своих иррациональных философских допущений с помощью вербальных и
поведенческих действий по контрпропаганде» (Ellis, 1973, р. 158).
Первые два вида инсайта ничего не стоят без третьего.
Рационально-эмотивные психотерапевты, помимо прямого оспаривания убеждений, используют
ряд разнообразных когнитивных, эмотивных и поведенческих техник для помощи своим клиентам (см.
Walen, DiGiuseppe & Dryden, 1992). Эллис (Ellis, 1979a) составил перечень таких техник. В когнитивной
сфере психотерапевты используют библиотерапию (рекомендуя клиентам читать книги по РЭТ-
терапии), методы создания мысленных образов и когнитивные домашние задания (например,
использование формы самопомощи РЭТ, построенной в соответствии с моделью A-B-C; см. Sichel &
Ellis, 1984). В эмоциональной сфере психотерапевты используют безусловное принятие (в частности,
принятие клиентов без особых условий; см. Ellis, 1991), ролевую игру, моделирование, рационально-
эмотивное воображение (что дает клиентам возможность практического применения полученных во
время терапии РЭТ навыков с помощью воображения), упражнения на преодоление чувства стыда
(чтобы помочь людям перестать испытывать стыд). В сфере поведения психотерапевты применяют
методы оперантного обусловливания, самоуправления и релаксации, а также обучение навыкам. Этими
техниками их перечень отнюдь не исчерпывается.
«Говорят, что РЭТ-психотерапевты обычно склонны использовать от 40 до 50 техник... Но
имеется также и целый ряд «необычных» методов, включая массаж тела или психодинамическую
абреакцию; все эти методы вполне укладываются в рамки философской концепции РЭТ, однако
используются они не случайным образом, а лишь в тех случаях, когда, по мнению психотерапевта, они
могут оказаться полезными» (Ellis, 1979a, р. 66).
В связи с использованием широкого разнообразия техник в контексте когнитивного
реструктурирования Эллис считает терапию РЭТ всеобъемлющим подходом, который затрагивает
когнитивный, эмоциональный и поведенческий домены.
|