Продолжительность и область применения
Продолжительность. Рационально-эмотивная терапия может быть краткосрочной и
длительной. Чаще всего количество индивидуальных сессий варьирует от пяти до пятидесяти (Ellis,
1989). Индивидуальная и групповая терапия могут сочетаться и часто хорошо дополняют друг друга.
Область применения. Эллис предупреждает о нежелательности завышенных ожиданий от
любого метода психотерапии. Он полагает, что многие биологические процессы (которые он
перечисляет) ведут к развитию и сохранению эмоционального нарушения и невротического поведения
(см. Ellis, 1976). Кроме того, социальные и средовые факторы оказывают сильное влияние на
впечатлительного ребенка. Таким образом, если клиенты хотят извлечь из психотерапии максимальную
пользу и сохранить достигнутое, им следует усиленно работать во время лечения и после его
завершения.
Хотя большинство клиентов обладают выраженными способностями к самоактуализации и
восстановлению, некоторые из них, в частности лица с тяжелыми
психическими расстройствами и
умственно отсталые, находятся в худшем положении и не могут себе помочь. Тем не менее «все типы
клиентов могут выиграть в результате применения рационально-эмотивного метода, включая
индивидов с такими устойчивыми расстройствами, как гомосексуализм, психопатии, шизофренические
реакции, умственная отсталость и другие синдромы, обычно устойчивые к большинству
терапевтических методов» (Ellis, 1973, р. 35; ср. Ellis, I 1987b). Терапия РЭТ менее эффективна для «тех
клиентов, которые отказываются видеть свои проблемы или работать в процессе лечения, например для
индивидов с расстройствами характера и явными психотическими реакциями». Она гораздо «более
эффективна для сравнительно молодых и смышленых клиентов» (Ellis, 1973, р. 51).
Результаты терапии в значительной мере зависят от особенностей психотерапевта. «Обычно
терапия РЭТ дает наилучшие результаты, когда ее проводит энергичный, активно-директивный,
общительный психотерапевт, готовый рисковать и не слишком стремящийся заслужить одобрение своих
клиентов». Вместе с тем ее могут успешно применять
«менее общительные психотерапевты при условии достаточной активности в оспаривании
иррациональных идей своих клиентов и обучении этих клиентов более научному методу отношения к
себе и миру, а также работе с их собственными предрассудками» (Ellis, 1973, р. 51).
Пример из практики
Следующий пример взят из книги «Проведение рационально-эмотивной терапии: Альберт Эллис
в действии» (Doing RET: Albert Ellis in Action, Yankura & Dryden, 1990, pp. 102-111).
«В данном отрывке Эллис работает с женщиной средних лет, не имеющей работы и упорно
избегающей ее поиска. Совершенно ясно, что эта сессия не является для клиентки первой, поскольку
некоторые ее высказывания показывают знакомство с принципами Эллиса. Тем не менее очевидно, что
клиентка не имеет опыта применения рационально-эмотивных концепций и техник к решению
собственных проблем. Сессия начинается с того, что она обращается с необычной просьбой о помощи в
преодолении избегания задачи.
Клиентка. Я перечитала «Новое руководство по разумному существованию» (A
New Guide to
Rational Living),
и две главы, посвященные самодисциплине и избавлению от инертности, показались
мне весьма полезными. Я занимаюсь поисками работы, и мне бы хотелось получить конкретную
помощь в том, чтобы сделать первый шаг.
Эллис. Хорошо. Что же вам мешает сделать первый шаг?
К. Я боюсь!
Э. Не стоит употреблять слова «боюсь» оно слишком неопределенное. А теперь попытайтесь
дать ответ на такой вопрос: «Если я сделаю первый шаг и выйду в мир людей...», что может произойти?
К. (пауза) Ну я полагаю, все дело в отсутствии привычки. Я никогда этого не делала раньше.
|