Navigation bar
  Print document Start Previous page
 170 of 400 
Next page End  

имеет собственный уникальный набор характеризующих его убеждений; каждый синдром имеет
собственный когнитивный профиль (Beck, 1976; Beck et al, 1979; Beck et al, 1990). Например, мысли
страдающего депрессией индивида, помимо всего прочего, вращаются вокруг утраты, мысли пациента с
тревожным расстройством фокусируются на угрозе и опасности, а мысли при личностном расстройстве
концентрируются на отвержении, собственных потребностях или ответственности (в зависимости от
типа личностного расстройства).
7. Напряженное взаимодействие с другими людьми порождает замкнутый круг
неадаптивных когниций. Поскольку стресс негативно влияет на нормальную деятельность
когнитивной системы индивида и может нарушить его способность рассуждать (см. принцип 5),
неудивительно, что стрессовые взаимодействия формируют порочный круг. Следующий пример (Beck,
1991a, р. 372) иллюстрирует данный принцип.
«Очевидно, психологические системы страдающего депрессией индивида продолжают
взаимодействовать с таковыми других людей даже после возникновения депрессии. Так, страдающая
депрессией жена может интерпретировать фрустрацию мужа от невозможности ей помочь как признак
отвержения (когниции мужа: «Я ничем не могу ей помочь»; когниции жены: «Он не обращает на меня
внимания, поскольку ему все равно»). Жена реагирует усилением отстраненности, что в свою очередь
ведет к прекращению поддержки со стороны мужа» (Beck, 1988).
Таким образом, страдающая депрессией жена, неверно трактуя фрустрацию мужа, приписывает
ей негативный смысл, продолжает негативно думать о себе и о своих отношениях с мужем,
отстраняется, и, как следствие, ее неадаптивные когниции еще более усиливаются.
8. Индивид будет демонстрировать сходную соматическую реакцию на угрозу, независимо
от того, физическая это угроза или символическая. Угроза может быть физической (например,
физическое нападение) или символической (например, вербальное нападение). Индивид реагирует на
угрозу, независимо от ее характера, определенными соматическими проявлениями. Например, наиболее
вероятными реакциями на физическую и вербальную угрозу являются тревога, страх, гнев или их
сочетание.
Выводы. Наряду с этими восемью принципами еще несколько факторов помогают объяснить
дисфункцию с когнитивной точки зрения. К этим факторам относятся (но не обязательно
ограничиваются) искаженные, нереалистичные убеждения, индивидуальная восприимчивость, тип
личности данного индивида, а также наличие соответствующего стрессора (того, который способен
взаимодействовать с личностью индивида и активизировать проблемные схемы). Таким образом,
необходимо учитывать различные факторы, когда задаешь вопрос: «Что, с точки зрения когнитивиста,
лежит в основе психологического нарушения?»
Бек (Beck, 1991a) отметил, что многие ошибочно приписывают его теории утверждение, что в
основе психологических нарушений лежат когниции. Вместе с тем, говоря о депрессии, Бек (Beck,
1987a) делает следующее заявление: «Совершенно необоснованно утверждать, что "когниции вызывают
депрессию". Такое утверждение сродни тому, что "галлюцинации вызывают психоз"» (р. 10). Таким
образом, «девиантные когнитивные процессы внутренне присущи депрессивному расстройству, однако
не являются его причиной или следствием» (р. 10). И далее: «Я полагаю, что не имеет смысла говорить о
причине аффективных расстройств» (Beck, 1983, р. 267). Существует множество предрасполагающих и
проистекающих факторов, которые вносят свой вклад в аффективное расстройство, эти факторы могут
выступать в различных сочетаниях, провоцируя расстройство, причем вклад каждого из них в развитие
расстройства сильно варьирует. Некоторые из этих предрасполагающих факторов включают травмы
развития, соматические заболевания, неадекватные личные переживания и непродуктивные
когнитивные стереотипы. А предрасполагающие факторы могут включать тяжелые внешние стрессы,
хронические внешние стрессы и специфические внешние стрессы.
Ключевые концепции
Причина нарушения в соответствии с когнитивной моделью и роль когниций являются
ключевыми концепциями когнитивной терапии.
Схема. Схема может быть определена как «когнитивные образования, организующие опыт и
Hosted by uCoz