поведение...» (Beck et al., 1990, p. 4). Они участвуют в классификации, интерпретации и навешивании
ярлыков (Beck et al., 1985; Kovacs & Beck, 1978). Они позволяют нам осмыслить окружающий мир.
Такие термины, как убеждения, схемы и правила, используются иногда как взаимозаменяемые
понятия (Beck et al., 1990). Представляется, что схема относится
к «системе убеждений». Эта система
строится из убеждений о людях, событиях, ситуациях или стимулах. Эти схематические убеждения
существуют в условной форме, например: «Если я не одержу победу, значит, я неудачник». Так,
депрессивная схема будет состоять из убеждений депрессивного типа. Чтобы облегчить себе задачу
ориентирования в окружающей действительности, мы используем среди прочих когнитивные,
аффективные и мотивационные схемы (Beck et al., 1990).
Закон правил. Реакции людей на многие ситуации достаточно устойчивы, что предполагает
наличие некоего «свода правил». Эти правила служат человеку основой для интерпретаций, ожиданий
и распоряжений в свой адрес и тем самым служат общей схемой для понимания жизненных ситуаций.
Эти установки включают шаблоны и предпосылки, в соответствии с которыми люди действуют и
осмысливают окружающий мир; эти установки также содержат определенные стандарты, которыми
руководствуется человек при оценке собственных действий и поведения других людей. Правила
являются частью социального наследия и усваиваются в процессе приобретения личного опыта и
наблюдений за другими людьми. Эту концепцию иллюстрирует следующий пример (Beck, 1976).
«Как-то раз преподаватель сказал двум своим студенткам (мисс А и мисс Б), разговаривающим на
посторонние темы во время семинара: «Если у вас есть что сказать, поделитесь со всеми или сидите
тихо». Мисс А гневно ответила, что пыталась выяснить непонятный из объяснения преподавателя
вопрос. Во время последовавшего открытого обсуждения она неоднократно выражала недовольство по
поводу качества изложения учебного материала и резко критиковала точку зрения преподавателя. Мисс
Б, которая обычно была активной участницей всех дискуссий на семинарах, выглядела печальной и
отстраненной после замечания преподавателя и хранила молчание до конца занятия.
Столь различные реакции двух девушек можно объяснить с позиции использования ими разных
правил при интерпретации ситуации и выборе стратегии поведения. Мисс А интерпретировала
замечание преподавателя следующим образом: «Он пытается меня контролировать. Он обращается со
мной, как с ребенком». Ее эмоциональной реакцией был гнев. Общее правило, лежащее в основе такой
интерпретации: «Замечание со стороны авторитетных лиц = доминирование и унижение». Ее
распоряжением в свой адрес было: «Дай ему сдачи». Правило, на котором основана эта команда, таково:
«Я обязана расквитаться с людьми, которые плохо со мной обращаются».
Интерпретация мисс Б: «Он застал меня за нехорошим занятием. Теперь он не будет меня
любить». Эмоции: стыд и печаль. Правило: «Замечание со стороны авторитетных лиц = слабость, вина,
неполноценность. Получить замечание = вызвать неодобрение». Распоряжение в свой адрес: «Мне
следует помалкивать». Правило: «Если я буду вести себя тихо, я буду менее отвратительна». И еще: «Мое
молчание покажет, что я сожалею о своем отвратительном поведении»» (pp. 43-44).
Как явствует из данного примера, «правила» влияют на интерпретации, которые мы делаем, а
также содержат рекомендации, как следует и не следует себя вести. Зная правила, в соответствии с
которыми действует пациент, психотерапевт может лучше понять его алогичное поведение и
разобраться в причинах его неадекватных эмоциональных реакций. Правила, которых придерживается
пациент, могут сильно расходиться с реальностью, содержать искажения или применяться произвольно;
в любом из этих случаев могут возникнуть проблемы.
Когнитивные ошибки. Расстройства мышления характерны для всех без исключения
психиатрических расстройств. Всем пациентам в той или иной степени присущи искажения реальности.
Ниже приведены несколько различных типов когнитивных ошибок (или искажений), которые часто
допускают пациенты (Beck, 1976; Beck & Weishaar, 1989).
1. Избирательное внимание. Фокусирование внимание индивида на каких-либо деталях
ситуации с игнорированием всех остальных ее особенностей и с соответствующими выводами.
Страдающий депрессией пациент, например, может фокусироваться на негативных аспектах ситуации,
отметая ее позитивные аспекты, что ведет к негативно окрашенным выводам.
2. Произвольные умозаключения. Необоснованный или противоречащий фактам вывод.
Например, это наблюдается, когда пациенты «предполагают худшее», не имея на то достаточных
|