оснований (то есть в отсутствие веских доказательств вероятности наиболее неблагоприятного варианта
развития событий).
3. Сверхгенерализация. Умозаключения, основанные на единичном эпизоде, с последующей их
генерализацией. Так, страдающий депрессией пациент не справляется с конкретным заданием и делает
вывод о том, что он вообще не способен справиться ни с одним заданием.
4. Преувеличение и преуменьшение. Противоположные оценки самого себя, ситуаций и
событий. Эта ошибка проявляется, когда пациенты преувеличивают сложность ситуации, одновременно
преуменьшая свои возможности с ней справиться.
5. Персонализация. Отношение индивида к внешним событиям или явлениям как к имеющим к
нему отношение, когда этого на самом деле нет. Наиболее очевидно это проявляется у параноидных
пациентов, которые часто полагают, что окружающие обсуждают их, хотя это не соответствует
действительности.
6. Дихотомическое мышление. Речь идет о склонности пациентов думать по типу да/нет,
черное/белое, при отсутствии промежуточных, серых, значений. Склонные к депрессии пациенты,
например, часто считают окружающих «хорошими», а себя «дурными». Кроме того, эти когнитивные
ошибки (или ложные способы переработки информации) могут привести к эмоциональным
нарушениям, способствовать их поддержанию. Независимо от типа расстройства, когнитивный
психотерапевт должен быть готов к проявлениям у пациента одной или нескольких из этих ошибок.
7. Когнитивный сдвиг. Речь идет о базовом изменении, которое происходит в мышлении
пациентов. По мере формирования эмоционального расстройства у пациентов нарушается восприятие
определенной информации. Например, негативный когнитивный сдвиг, происходящий при депрессии,
выражается в следующем: «Происходит изменение в когнитивной организации, так что большая часть
позитивной информации, касающейся индивида, отметается (когнитивная блокада), в то время как
негативная информация о себе с готовностью воспринимается» (Beck, 1991a, р. 369). Когнитивный
сдвиг часто имеет место и при других расстройствах (Beck et al., 1985). Например, в случае тревожного
расстройства, в фокусе оказывается «опасность», поэтому пациент приобретает повышенную
восприимчивость к опасным стимулам.
8. Когнитивный профиль. «Каждое расстройство имеет собственную специфическую
когнитивную концептуализацию и соответствующие стратегии, которые подпадают под общие
принципы когнитивной терапии» (Beck, 1991a, р. 368). Иными словами, пациенты в зависимости от
типа своего расстройства, депрессивного, тревожного или личностного, имеют определенные
убеждения, представления о себе, окружающих, стратегии действий, характеризующие данное
расстройство. Эта идея прекрасно выражена в книге Бека с соавторами (Beck et al., 1990), посвященной
когнитивной терапии, в которой приведены когнитивные профили девяти различных личностных
расстройств (см. Beck et al., 1990, pp. 54-55). Поскольку каждое расстройство имеет собственный
характерный набор убеждений, представлений о себе, других, стратегии действий, это непременно
следует учитывать при лечении. Когнитивный профиль становится основной мишенью психотерапии:
«Понимание типичных убеждений и стратегий каждого... расстройства дает в руки психотерапевтов
карту терапевтического маршрута» (Beck et al., 1990, p. 57). Однако наряду с этим замечанием (Beck et al.,
1990), необходимо иметь в виду следующее соображение: «Большинство индивидов со специфическим...
расстройством будут проявлять установки и виды поведения, пересекающиеся с другими
расстройствами. Соответственно, психотерапевтам необходимо выявить эти особенности, чтобы дать
полную оценку состояния пациента» (р. 57).
Выводы. Что вызывает нарушение в соответствии с когнитивной моделью? Какую роль в
действительности играют когниции? Хаага с соавторами (Haaga et al., 1991) ответили на эти вопросы
применительно к депрессии: «Дисфункциональные убеждения, таким образом, считаются
предрасположенностью к депрессии (см. Riskind & Rholes, 1984). До активизации их специфическими
переживаниями (в частности, стрессорами, к которым у индивида имеется повышенная
восприимчивость) они находятся в латентном состоянии, не оказывают прямого влияния на настроение
или когнитивные процессы, при этом они могут не осознаваться» (р. 216). Таким образом, ключевые
концепции включают существование проблемной схемы (построенной из дисфункциональных
убеждений), находящейся в латентном состоянии, наличие личностного стиля
|