Navigation bar
  Print document Start Previous page
 173 of 400 
Next page End  

(социотропного/автономного), уязвимость к определенным стрессорам (с переживанием одного или
нескольких из них). Стрессоры эти взаимодействуют с личностным стилем индивида, проблемная схема
активизируется с последующим развитием расстройства, возникает негативный когнитивный сдвиг,
поддерживающий расстройство. В частности, эта последовательность относится к депрессии, однако,
можно представить себе сходную последовательность для другого расстройства (например,
тревожного).
Эмоциональные расстройства
«Природа эмоциональной реакции человека, или эмоционального нарушения, зависит от того,
воспринимает ли он события как обогащающие, умаляющие, угрожающие или посягающие на его
владения» (Beck, 1976, р. 56). Таким образом,
анализируя конкретное эмоциональное расстройство,
необходимо задаваться вопросом: «Какое воздействие оказано на частные владения пациента?»
Депрессия. Развитие депрессии начинается с переживания пациентом утраты. Эта утрата может
быть реальной или гипотетической; в любом случае, переживание это сильно преувеличено, утрата
воспринимается как необратимая и стойкая, отражающаяся на индивиде, его качествах или
компетентности. Все это порождает негативную Я-концепцию, отношение к себе как к «неудачнику»,
никчемному человеку. Пациенты приходят к мысли, что некий дефект собственного «Я» служит
причиной их неудач и, как следствие, воспринимают каждый последующий опыт с позиции своей
неполноценности. Сравнения с другими людьми еще больше снижают самооценку, в результате
возникает полное неприятие себя.
Негативное представление о себе ведет к негативной оценке перспектив. Взгляд пациента на
жизнь окрашивается пессимизмом. Безнадежность приводит к утрате мотивации. Поскольку все видится
в черном цвете, каждый шаг обречен на неудачу, нет смысла прилагать какие-либо усилия. Подобный
пессимизм может привести к мыслям и попыткам самоубийства. Еще одной причиной озабоченности
пациентов суицидальными мыслями служит их убежденность, что окружающие только выиграют, если
они (пациенты) умрут. Негативные представления о себе, негативная интерпретация событий и
переживаний, негативные представления о будущем составляют когнитивную триаду депрессии (Beck
et al., 1979). Проявления депрессии, такие как инертность, усталость и возбуждение, являются
следствиями негативных когниций. Другие проявления, например, расстройства сна и питания,
отражают психологические симптомы, сопровождающие депрессию.
Мания. Мышление маниакальных пациентов представляет собой полную противоположность
мышлению страдающих депрессией. Они склонны к восприятию «прибыли», а не «утраты» в своих
частных владениях. Такие пациенты рассматривают большинство, если не все явления, события как
привносящие нечто в их мир. Подобное раздувание личного домена сопровождается преувеличенно
высоким мнением о себе, позитивными интерпретациями своих переживаний и радужными
перспективами. В каком-то смысле мы имеем когнитивную триаду депрессии наоборот, которая
сопровождается различными эмоциональными (эйфория, эмоциональная лабильность), поведенческими
(повышенная двигательная активность) и физиологическими (сон, питание) нарушениями.
Тревожный невроз. Тревога не является нормальным состоянием и ведет к неврозу, когда
выраженность тревоги превышает оправданную при данной угрозе или когда тревога возникает в
отсутствие угрозы. Тревога — это эмоция, возникающая при активизации страха.
«Обычным для пациентов с тревожным неврозом является страх утраты контроля, что ведет к
появлению чувств униженности, смущения, печали. Часто встречаются страхи: утраты контроля над
собственным организмом, как при страхе заболеть; утраты способности функционировать;
невозможности достичь важных целей; причинить вред окружающим» (Beck, 1976, pp. 141-142).
Эти страхи представляются вполне обоснованными самому пациенту, мысли которого
вращаются вокруг темы опасности и который не способен здраво (объективно) оценить пугающие
мысли. Генерализация вызывающих тревогу стимулов приводит к тому, что практически любой стимул
или ситуация могут восприниматься как угрожающие. Внимание пациента приковано к концепции
опасности и сопровождающим ее стимулам (Beck, 1987b; Beck et al., 1985). Опасность сильно
преувеличивается, наблюдается тенденция воспринимать события как катастрофические, воображаемые
Hosted by uCoz