Правила. Как уже говорилось, правила представляют собой формулы и посылки, на основе
которых мы судим о поведении других людей и окружающем мире, например: «Замечания авторитетных
лиц = доминирование и унижение», а также выстраиваем стратегию собственных действий, например
даем отпор воображаемым попыткам доминирования и унижения. Как показывают эти примеры, сами
по себе правила могут стать источником проблем; вместе с тем они продолжают направлять наше
поведение. В ходе терапии когнитивный психотерапевт стремится помочь пациентам в выявлении и
изменении их неадаптивных правил.
Терапевтическое сотрудничество
Пациент и психотерапевт должны прийти к соглашению о том, над какой проблемой им
предстоит работать, о целях терапии, методах достижения этих целей и продолжительности
вмешательства. Акцент делается на решении проблем, а не на изменении личностных характеристик
или недостатков пациента. Психотерапевт должен чутко
отнестись к потребностям или желанию
пациента обсудить определенные темы на каждой сессии; психотерапевт должен проявить теплоту,
эмпатию и принятие.
Когнитивный психотерапевт может быть охарактеризован как «гид», «катализатор», как
активный, гибкий и способный оказать поддержку (Beck, 1987b; Beck & Weishaar, 1989).
Психотерапевтам рекомендуется избегать авторитарных методов, с помощью которых можно заставить
пациентов, с одной стороны, слепо принять интерпретации и предложения, а с другой оказать
сопротивление. Предлагается использовать осторожный подход, метод проб и ошибок, пытаясь вовлечь
пациентов в терапевтический процесс.
Терапевтические отношения наилучшим образом можно охарактеризовать как практическое
сотрудничество, совместный эксперимент. Это означает, что психотерапевт и пациент сотрудничают
при проверке ошибочного мышления и умозаключений, которые негативно влияют на текущее
функционирование пациента. Эти умозаключения становятся гипотезами, которые подвергаются
проверке, исследованию, тестированию реальности. Например, представим себе такую мысль пациента:
«Когда я иду по улице, все на меня оборачиваются». Это несложно проверить, предложив пациенту
понаблюдать, сколько в действительности людей оборачиваются ему вслед, когда он идет по улице.
Таким образом, ошибочное утверждение сначала выявляется, на его основе формируется гипотеза,
которая затем проверяется.
К другим важным концепциям, определяющим терапевтические отношения, относятся
сократический диалог и направленное познание. Сократический диалог представляет собой тщательно
спланированную серию вопросов с целью: «1) прояснить или определить проблемы, 2) помочь в
идентификации мыслей, образов и допущений, 3) исследовать смысл событий для пациента, а также 4)
оценить последствия сохранения неадаптивных мыслей и видов поведения» (Beck & Weishaar, 1989, p.
302). Такой диалог служит еще одним способом помочь пациентам проверить истинность своего
мышления (то есть насколько их мышление соответствует логике). Направленное познание
предполагает, что психотерапевт выступает в роли «гида», поощряя пациентов обращаться к фактам,
оценивать вероятности, собирать информацию, подвергать все это проверке; эта техника также
предполагает разработку терапевтом экспериментов, благодаря которым пациент приобретает новые
умения и взгляды, ставит под сомнение свое дисфункциональное поведение и образ мыслей. Чем бы
психотерапевт ни занимался в процессе когнитивной терапии, основное место в его работе занимают
правильно сформулированные вопросы (Beck & Young, 1985).
«Большинство вербальных утверждений психотерапевт формулирует в вопросительной форме.
Это отражает практическую ориентацию когнитивной терапии и подчинено непосредственной задаче
преобразования закрытой системы убеждений пациента в более открытую. Расспрос дает пациенту
модель интроспекции, которая может быть использована также в отсутствие психотерапевта и после
формального завершения лечения. С помощью задаваемых вопросов психотерапевт помогает пациенту
вскрыть и модифицировать когнитивные искажения и дисфункциональные допущения» (Beck, 1987b, p.
157).
Таким образом, практическое сотрудничество, сократический диалог или направленное познание
|