4. «Я должен все знать и все понимать».
5. «Я никогда не должен уставать или болеть».
6. «Я всегда должен быть максимально эффективным».
Другие когнитивные техники. Помимо уже известных когнитивных техник, описанных Беком
(Beck, 1976) лет 20 назад, были разработаны новые. Вот некоторые из них:
«а) шкалирование предложение пациентам перевести свои крайние мысли в шкальные
значения, что направлено против дихотомического мышления по типу или/или;
б) реатрибуция определение ответственности за события или происшествия на основании
анализа имеющихся фактов;
в) нарочитое преувеличение необходимо взять конкретную идею или вывод и произвольно
преувеличить, чтобы пациент более реалистично взглянул на происходящее и заметил проявления
дисфункционального мышления;
г) декатастрофизация помощь пациентам в противодействии мышлению в «наихудшем»
направлении» (Beck et al., 1990).
Поведенческие техники. Когнитивный психотерапевт использует целый ряд поведенческих
техник, в том числе домашнее задание, которое пациент выполняет вне терапевтических сессий;
обучение методам релаксации; репетиции поведения и ролевые игры предоставление пациентам
возможности практиковать новые виды поведения и умений; тренинг ассертивности обучение
пациентов более уверенному поведению; контроль и планирование деятельности с использованием
ежедневника чтобы определить, чем и когда занимается пациент, и соответственно с этим планировать
стратегию лечения; градуированные по сложности задания работа над выполнением заданий
возрастающей сложности (от простых к более трудным), благодаря чему шансы на успех возрастают;
воздействие в естественных условиях обращение вместе с пациентом к проблемным ситуациям,
наблюдение за мыслями, действиями и реакциями пациента в них, стремление помочь ему лучше
справляться с реальными жизненными трудностями (Beck, 1987b; Beck et al., 1990).
Когнитивная терапия депрессии
В связи с пристальным вниманием Бека к депрессии (Beck, 1972, 1976, 1987а), а также
значительными усилиями по разработке когнитивной модели депрессии (Beck et al., 1979; Haaga et al.,
1991), целесообразно подробнее рассмотреть это расстройство и подходы когнитивных
психотерапевтов к его лечению (см. также Hollon & Garber, 1990).
Обоснование когнитивного подхода
Депрессия включает:
«а) наблюдаемое аномальное поведение или симптом, например быструю утомляемость,
приступы плача, попытки самоубийства; б) лежащие в основе симптоматики мотивационные
нарушения (если таковые имеются), например желание избегать деятельности или уклоняться от жизни;
в) в основе мотивации лежит система убеждений, например в тщетности стремлений, отсутствии
радостей впереди, в собственной ущербности, неполноценности и обреченности» (Beck, 1976, р. 265).
Лечение может быть направлено на любую из этих трех сфер, каждая из которых представляет
собой замкнутый круг. Когнитивная терапия фокусируется на установках человека, хотя при тяжелой
депрессии первоочередной целью лечения обычно становится поведение (Beck et al., 1979).
Симптомы, техника и неадаптивные установки. Несмотря на то что терапевтический подход
может начаться на поведенческом уровне, лежащие в основе поведения установки непременно должны
быть изменены. Главной задачей, таким образом, является когнитивная модификация. Само по себе
вовлечение в виды деятельности, дающие конкретные успехи (поведенческий метод), часто помогает
противодействовать дисфункциональным установкам. Вместе с тем обязательно следует использовать
комплексный подход, направленный одновременно на несколько объектов.
Механика когнитивной реорганизации. Психотерапевт помогает пациенту идентифицировать
|