иррациональные убеждения, лежащие в основе депрессии. Эти убеждения подвергаются обсуждению и
пересмотру в процессе расспроса и дискуссии. С целью проверки их истинности могут быть
разработаны специальные эксперименты.
Для вмешательства в проблемные сферы или «объекты» используются специальные техники. Вот
некоторые из них (они были уже описаны выше).
«1. Планирование деятельности. Составление распорядка дня с пациентами активно
структурирует время, позволяя им удостовериться в своей возможности эффективно справляться с
делами.
2. Градуированные по степени сложности задания. Успешное выполнение градуированных
заданий помогает изменить представления пациентов о себе.
3. Терапия мастерства и удовольствия. Пациенты записывают все свои дела и помечают
успешно выполненные буквой М, а приносящие удовольствие буквой У, тем самым лучше осознавая
позитивные переживания.
4. Когнитивный пересмотр своих взглядов. Когнитивный пересмотр своих взглядов включает
выявление неадаптивных когниций и установок.
5. Терапия поиска альтернатив. Подыскивая альтернативные объяснения негативных
переживаний, пациенты научаются видеть иррациональность своих убеждений. Рассматривая
альтернативные способы разрешения психологических и ситуационных проблем, пациенты находят
выходы из положений, казавшихся ранее безвыходными.
6. Когнитивная репетиция. Представляя себе тот или иной вид деятельности, пациенты
сообщают о препятствиях и конфликтах, которые затем подвергаются обсуждению.
7. Домашние задания. На каждой сессии даются задания с целью противодействовать
симптомам депрессии. Пациенты записывают негативные когниции в одной колонке, а рациональные
реакции в другой.»
Объекты когнитивной модификации
Бездействие, избегание и усталость. В когнитивной терапии пациенту может быть предписан
тот или иной специально подобранный для него вид деятельности. Терапевт поощряет пациента
высказать имеющиеся у него возражения, внимательно все выслушивает, а затем предлагает
самостоятельно оценить обоснованность этих возражений. Психотерапевт обращает внимание на
причины, по которым эти возражения направлены во вред пациенту, и поощряет интерес к
предлагаемому виду деятельности. Смысл в том, чтобы путем эксперимента проверить обоснованность
свойственных пациенту иррациональных идей; успешное выполнение задания позволит опровергнуть
мнение пациента о невозможности с ним справиться.
Безнадежность и суицидальные мысли. Искусный расспрос позволяет выявить убеждения,
лежащие в основе безнадежности и суицидальных тенденций. Терапия альтернатив дает пациенту
понять, что существуют другие интерпретации его настоящего и будущего, а также иные варианты
поведения, отличные от текущего.
Самокритика и самообвинение. Страдающие депрессией пациенты склонны обвинять во всех
своих трудностях себя. Когнитивная терапия нацелена на то, чтобы дать пациентам понять
чрезмерность своей самокритики, объективно оценить ее дисфункциональность и разрушительность. С
помощью расспроса и ролевой игры психотерапевт показывает пациенту искаженность и ложность его
убеждений. Хороший эффект дает также обучение распознаванию и проверке обоснованности
автоматических мыслей, связанных с самообвинением.
Болезненный аффект. Поощрение эмоциональной разрядки помогает снизить интенсивность
неприятных эмоций. Пациенты могут ощутить симпатию к себе или направить свой гнев на других.
Вызывая у пациента удивление с помощью иронии или поощряя к интересной деятельности,
психотерапевт может повысить порог для печали. Кроме того, обучая пациента игнорировать
неприятные чувства, также можно повысить порог для психической боли.
Терапия мастерства и удовольствия помогает пациентам осознать, что позитивных и приятных
переживаний в их жизни гораздо больше, чем они думали. Рекомендуя пациентам записывать события и
|