Navigation bar
  Print document Start Previous page
 183 of 400 
Next page End  

Во время терапии обсуждению были также подвергнуты страхи и гнев на мать: «Вероятно, я сама
заслужила такое обращение». Для объяснения поведения матери была предложена альтернативная
гипотеза. Мать вовсе не думала обижать Энн, она, вероятно, чувствовала, что должна извиниться перед
успешной дочерью за ее брата-неудачника.
Энн было предложено «собрать данные» для проверки выдвинутой гипотезы, для чего следовало
спокойно и уверенно поговорить с матерью, предварительно отрепетировав свою роль на сессиях
(«когнитивные репетиции»). В результате Энн обнаружила, что мать относится к ней гораздо лучше, чем
она себе представляла. Позднее Энн сообщила, что научилась «быть смелее» и пыталась своевременно
выражать чувства и разрешать проблемы.
На последующих сессиях ранние уроки были закреплены. Короткий эпизод «необычных
ощущений» напомнил Энн о периоде расцвета симптоматики и вызвал страх возврата к старому. Кроме
того, ее выбивала из колеи мысль, что гнев на родителей означал нежелание их «чтить». В обоих
случаях, как выяснила Энн, причиной этого было «мышление все-или-ничего»: некоторое беспокойство
вовсе не является предвестником выраженной тревоги, а проявления гнева не были признаком полного
неуважения.»
Заключение и оценка
Заключение. Когнитивная терапия основана на очевидной идее о том, что слова и мысли людей
имеют большое значение. Вместе с тем параллельно сознательным возникают также мысли, которые не
осознаются. Так называемые автоматические мысли состоят из идей, которые представляются другим
людям иррациональными, однако, самому человеку кажутся вполне обоснованными, а также правил и
законов, в соответствии с которыми человек судит о своих поступках и планирует стратегии поведения.
Эти правила могут привести к неадаптивным действиям.
Люди реагируют на события исходя из того смысла, который они им приписывают; события
интерпретируются в зависимости от их влияния на «Я» индивида, или его «частные владения».
Результатом тех или иных интерпретаций становятся различные эмоции. Интерпретации, содержащие
искажение реальности, ведут к эмоциональным расстройствам, в действительности являющимся
расстройствами мышления; расстроенное мышление включает персонализацию событий, поляризацию
мыслей, применение правил в безусловной, абсолютистской манере. Когнитивная терапия пытается
ослабить эмоциональные расстройства за счет коррекции ложных интерпретаций реальности и
ошибочных суждений. Психотерапевт и пациент устанавливают отношения сотрудничества с
преимущественным вниманием к разрешению проблем, а не исправлению личностных недостатков.
С течением времени когнитивная терапия и ее применение к различным психопатологическим
состояниям заметно конкретизировались. Бек с коллегами разработали подходы к терапии не только
депрессии, но и других расстройств, продемонстрировав эффективность когнитивной терапии, в
частности при тревожных и фобических расстройствах, а также при личностных расстройствах (Beck et
al., 1985; 1990). Благодаря когнитивной модели мы познакомились с такими концепциями, как
«негативная триада», «когнитивный сдвиг», «автоматические мысли» и «практическое сотрудничество».
Эти концепции отражают истинно когнитивную направленность предложенной Беком терапии с ее
сосредоточением на проверке гипотез, постановке экспериментов и разработке тестов, благодаря
которым можно оценить дисфункциональное мышление пациентов.
Оценка. Когнитивная модель имеет целый ряд преимуществ, которые, на наш взгляд,
заслуживают упоминания. Очевидна ценность помощи пациентам в проверке мышления,
«исследовании самих себя» и постепенном изменении. Несомненную ценность представляет концепция
когнитивного профиля (который различается в зависимости от расстройства) и практического
сотрудничества. Кроме того, мы полагаем, что достойны одобрения усилия когнитивных
психотерапевтов по проверке истинности своей теории и терапии (с помощью научных
экспериментов); только за прошлое десятилетие было проведено множество исследований,
посвященных когнитивной модели (например, Haaga et al., 1991; Hollon & Beck, 1994).
Несомненно, когнитивная модель обладает многими сильными сторонами. Однако наряду с этим
Hosted by uCoz