функционирования и представлений о ситуации являются ключевыми элементами когнитивно-
функционального анализа...
Наши клиенты могут рассказать нам о многом, если мы будем их
расспрашивать и внимательно слушать» (Meichenbaum, 1977, р. 242).
Третий тип процедур заключается в предоставлении клиенту поддержки в форме различных
рекомендаций и предложений с последующим наблюдением за изменениями в его функционировании.
Таким образом, когнитивно-функциональная оценка предполагает, что клиент является субъектом
экспериментального исследования.
Подобный экспериментальный анализ непосредственно приводит к предложениям по
проведению лечения. Оценка и лечение сливаются или перекрываются. «Оценка дефицитов и
способностей идет рука об руку с исцелением» (Meichenbaum, 1977, р. 246).
Клиническое применение подхода
В процессе индивидуальной оценки выясняются два вопроса: «Во-первых, что клиенту не
удается себе сказать из того, что могло бы привести к адекватному функционированию и адаптивному
поведению? Во-вторых, каково содержание когниций, которые мешают адаптивному поведению?»
(Meichenbaum, 1977, р. 249). Для получения ответа на эти вопросы используется ряд процедур.
Клиническое интервью. Первичное интервью начинается с исследования выраженности и
длительности существования проблемы клиента (в его понимании) и ожиданий клиента в отношении
терапии в соответствии со схемой Петерсона (Peterson, 1968), которая включает ситуационный анализ
поведения клиента. Помимо этого когнитивно-поведенческий психотерапевт предлагает клиенту
представить себе ситуации, связанные с личными проблемами, и сообщить о своих мыслях, образах и
поведении непосредственно перед, во время и после этих случаев. Затем психотерапевт выясняет
наличие сходных мыслей и чувств в других ситуациях, а также в ранние периоды жизни клиента и
может попросить клиента понаблюдать за их возникновением в течение следующей недели.
Когнитивно-функциональная оценка позволяет клиентам осознать, что их проблемы отчасти
обусловлены Я-утверждениями и что можно при желании контролировать
и менять свои мысли.
Клиенты могут не знать о том, что именно говорят себе, поскольку, в связи с «привычностью ожиданий
и убеждений индивида вполне вероятно, что такие мыслительные процессы и образы становятся
автоматическими и относительно непроизвольными, как большинство выученных действий»
(Meichenbaum, 1977, р. 252).
Поведенческие тесты. При выполнении поведенческого теста клиент предпринимает действия,
связанные со своими проблемами, как в лабораторной обстановке, так и в реальной жизни. После этого
проводится исследование мыслей и чувств, возникших во время опыта. В лаборатории можно провести
видеосъемку, затем клиент может просмотреть запись и обсудить ее с психотерапевтом, можно также
предложить клиенту во время поведенческого теста размышлять вслух. Хотя такая реконструкция и
вербализация в процессе выполнения задания подвержены искажениям и неточностям, с их помощью
можно оценить тип мышления клиента.
Подход, сходный с ТАТ. Изображения, сходные с картинками теста тематической апперцепции
(Thematic Apperception Test, TAT),
но связанные с проблемным поведением клиента, могут
использоваться для выявления соответствующих мыслей и чувств.
Другие психометрические тесты. Могут использоваться тесты когнитивных процессов, такие
как тесты креативности и решения проблем, после которых клиент сообщает о возникших при
выполнении теста мыслях.
Оценка может быть проведена в групповом варианте, особенно при наличии у клиентов сходных
проблем. Исследование мыслей и чувств в группе помогает клиентам оценить роль когнитивных
факторов в поведении и ведет к самораскрытию и самоисследованию.
Когнитивные факторы в техниках поведенческой терапии
Техники поведенческой терапии переоценивают значимость внешних событий (предпосылок и
последствий), одновременно преуменьшая роль когнитивных факторов. «Наше исследование,
|