Таким образом, эффективный процесс изменения включает приобретение новых поведенческих
навыков, новые внутренние диалоги и новые когнитивные структуры. Различные виды психотерапии
делают акцент на том или ином из этих аспектов. Когнитивно-поведенческий подход учитывает все
три. Теперь остается вопрос, с чего начать, который требует дальнейшего изучения. Различным типам
клиентов требуется преимущественное внимание к тому или иному из этих трех базовых процессов,
однако другие два также непременно принимаются в расчет.
Применение: методы и техники
Когнитивно-поведенческая оценка
В связи с тем что психически больные страдают расстройствами аффекта, когниций и воли,
оценивать следует все эти сферы функционирования. Традиционные стратегии оценки при изучении
психологических дефицитов здесь себя не оправдывают. С этой целью применяются два
исследовательских подхода. Первый из них сравнительно-групповой подход. Клиническим группам
предлагается набор тестов, после чего результаты сопоставляются со специально подобранными
контрольными группами, состоящими из нормальных индивидов. Эти результаты практически не дают
информации о природе дефицита, его причинах и стратегиях устранения. Нарушенное
функционирование может быть обусловлено рядом причин.
Второй подход, специфически-дефицитарный (specific-deficits),
при котором используются
тесты для определения дефицитарных проявлений клиента, высказываются предположения об их
природе. Используется нормативная контрольная группа, однако преимущественное внимание уделяется
специфическим тестам, а не общему сравнению. Этот подход может привести к появлению нового
обозначения того или иного дефицита, однако не позволяет объяснить или определить проблему.
Конечно, можно высказывать различные гипотетические предположения, заимствованные из тех или
других подходов, однако нет никаких оснований для предпочтения какого-либо определенного
объяснения или концептуализации. Когнитивный-функциональный подход к анализу имеющихся
нарушений представляется более перспективным.
Когнитивно-функциональный подход. Функциональный анализ поведения включает
детальное исследование предпосылок и последствий в отношении репертуара реакций. Он требует
точного определения класса реакции, знания частоты реакций в различных ситуациях, а также
манипуляции внешними событиями с целью демонстрации причинной взаимосвязи. Функционально-
когнитивный анализ фокусируется на роли когниций в поведенческом репертуаре
«с целью определить, какие когниции (или невозможность выяснить ключевые когниции), при
каких обстоятельствах способствуют адекватному функционированию или нарушают его.... Когнитивно-
функциональный подход анализирует последовательные психологические процессы... необходимые
для адекватного функционирования... Неуспех внутреннего диалога клиента, то, что он может или не
может сказать себе перед, во время и после выполнения задания, становится предметом рассмотрения»
(Meichenbaum, 1977, pp. 236-237).
Клиницист может сам выполнить задание с целью обсудить факторы, обусловившие нарушенное
функционирование клиента.
Анализ выполнения задания предполагает разделение задания на элементы или выделение
когнитивных стратегий, необходимых для его выполнения, начиная с понимания сути задания или
инструкций по его выполнению. Далее выполняются различные процедуры, отмечаются
соответствующие изменения. Существует три типа процедур. Первый тип это модификация
задания различными путями, что позволяет оценить способности и дефициты клиента в различных
условиях. Второй тип процедур это изменение переменных окружающей среды, непосредственно
не связанных с заданием,
в частности наличия или отсутствия помех, а также межличностных
факторов. Такие процедуры позволяют наблюдать аспекты ситуации, способствующие или мешающие
успешному функционированию. Эта информация может быть получена и от самого клиента.
«Выяснение у клиента его понимания задания, описания его стратегии, оценки
|