Левитта о том, что «трансакционализм это не более чем причудливое название точки зрения, которая
далеко не нова» (Levitt, 1962, pp. 255-256). Такого же мнения придерживаются многие исследователи,
разрабатывающие тему восприятия, а также занимающиеся феноменологической психологией.
Термин «транзактный» прочно ассоциируется с двумя подходами в психотерапии. Один из них
описан в книге «Psychiatric Social Work: A Transactional Case Book» (Grinker, MacGregor, Selan, Klein &
Korman, 1961). Этот подход содержался в первых двух изданиях, однако не получил широкого признания
и впоследствии был исключен из книги.
В том же году вышла в свет первая книга Берна, посвященная транзактному анализу (Berne, 1961).
За ней последовали другие публикации, две из которых вышли уже после его смерти в 1970 г., а также
сборник его избранных произведений. Берн работал независимо от Гринкера с сотрудниками, оба они
практически не имели отношения к развитию трансактной психологии. В предисловии к своей книге на
тему группового лечения Берн (Berne, 1964) отмечает разные корни и природу этих двух подходов.
Транзактный анализ Берна получил развитие из групповой терапии и преимущественно использовался
в ней, по этой причине он не был включен в первые издания данной книги. Вместе с тем этот подход
стал применяться для индивидуальной психотерапии и приобрел широкую популярность. В связи с
этим он описан в настоящем руководстве с целью дополнения или даже в противовес
распространенным версиям.
Еще одной популярной перцептуальной, или феноменологической, разновидностью
психотерапии является гештальт-терапия. Ее развитие связано с Фредериком (Фрицем) Перлзом,
который опубликовал в 1947 г. свою книгу (переизданную в 1969 г.), после чего последовала
публикация в соавторстве с Ральфом Хефферлайном и Полом Гудменом 1951 г. (переизданная в 1965 г.)
и другие книги, две из которых вышли после его смерти в 1970 г. Как и в случае с транзактным
анализом, после смерти Перлза вышли многочисленные публикации, посвященные гештальт-терапии.
Вместе с тем соответствующая глава основана преимущественно на оригинальных работах Перлза.
Клиент-центрированная терапия, вероятно, является первым важным направлением в
психотерапии, которое совершенно определенно основано на феноменологической психологии и
непосредственно занимается разработкой наиболее эффективных и адекватных методов изменения
представлений клиентов. Одним из уязвимых мест клиент-центрированной терапии является
непонимание ее сторонниками феноменологических основ данного подхода. Хотя Роджерс (Rogers,
1951) использует феноменологию, он не разрабатывает эту тему. Студент должен иметь представление о
феноменологической психологии, чтобы понять суть клиент-центрированной терапии.
Систематическое ее описание можно найти в работе Комбса с соавторами (Combs, Richards & Richards,
1975). Хотя многие исследователи впоследствии уделяли внимание клиент-центрированному подходу,
его родоначальником и лидером вплоть до своей смерти был Карл Роджерс. Некоторые новаторские
идеи включены в главу 13 настоящего издания.
Следует отметить, что разработанный Эллисом рационально-эмотивный подход (глава 7) по
сути своей также является феноменологическим. Вместе с тем в нем преобладают рациональные
элементы, даже в феноменологическом представлении об иррациональных убеждениях как
определяющих поведение факторах.
Наконец, все перцептуальные подходы включают экзистенциальные элементы, что признают и
их сторонники. Но эти элементы занимают подчиненное положение и систематически не разработаны,
поэтому перцептуальные подходы не могут быть отнесены к экзистенциальной терапии.
Глава 10. Психология и психотерапия личных конструктов: Келли
Один из наиболее систематизированных подходов к психотерапии разработал Джордж А. Келли
на основе своей психологии личных конструктов. Келли (1905-1967) получил степень бакалавра в 1926
г. в Парк-колледже, степень магистра в Университете Канзаса в 1928 г., а степень доктора философии в
университете штата Айова в 1931 г. Хотя докторская диссертация была посвящена психологии, его
ранние работы касались исследования проблем, связанных с обучением, социологией, экономикой,
трудовыми отношениями, патологией речи, биометрией и культурной антропологией. В 1931 г. Келли
|