тревоге (Emmelkamp, Mersch, Vissia & van der Helm, 1985; Jerremalm, Jansonn & Ost, 1986), хронической
боли (Turk et al., 1983) и писчему спазму» (р. 373). Обзоры результатов исследований доказывают
эффективность
или перспективность тренинга STI для помощи пациентам в совладании с гневом и
агрессией, а также в случае некоторых поведенческих медицинских проблем (например, боли) (Hollon &
Beck, 1986, 1994; Hollon & Najavits, 1988). Но так же, как и для тренинга SIT, «результаты тренинга STI
гораздо менее убедительны при других расстройствах у взрослых» (Hollon & Najavits, 1988, p. 658). Таким
образом, тренингу STI еще предстоит зарекомендовать себя в качестве действенного метода лечения при
различных расстройствах и в разных популяциях пациентов.
Что можно сказать о будущем предложенного Мейхенбаумом подхода? Мейхенбаум утверждал,
что видит необходимость «введения когнитивных принципов в обучение, чтобы дети осваивали
саморегуляцию и гуманно относились к самим себе» (Arnkoff & Glass, 1992, p. 670). Вероятно, это одно
из перспективных направлений развития когнитивной модификации поведения. Кроме того, как нам
представляется, учитывая практический интерес к тренингам STI и SIT,
непременно будут развернуты
посвященные им детальные исследования, которые позволят дать ответ на вопрос об эффективности
данных вмешательств, а также приложены усилия по применению этих вмешательств к большему числу
проблем и к новым популяциям пациентов. Если эти планы реализуются, мы сможем судить о
прикладном значении, генерализации и эффективности когнитивного психотерапевтического подхода к
модификации поведения.
Часть IV. Перцептуально-феноменологические подходы
Предисловие к части IV
Ряд подходов к психотерапии, хотя и различающихся во многих отношениях, имеют одну общую
особенность: они уделяют значительное внимание восприятию или перцептуальному полю клиентов.
Эти подходы предполагают, явно или подспудно, следующее: коль скоро поведение определяется
перцептуальным полем индивида, обязательным условием изменения поведения является изменение
перцептуального поля. Различие между подходами состоит в методах, с помощью которых это
изменение достигается.
Разработанная Джорджем Келли (Kelly, 1955; см. также переиздание 1991 г.) психология личных
конструктов представляет собой перцептуально-феноменологическую теорию. Личные конструкты
это представления, а изменение личных конструктов, таким образом, предполагает изменение
представлений. Предложенные Келли методы являются рациональными, или когнитивными, именно
по этой причине он, вероятно, не считал себя феноменологом.
Другой перцептуальный подход в психологии был назван его разработчиками «трансактным»
(Cantril, Ames, Hastorf & Ittelson, 1949; Ittelson, 1952; Kilpatrick, 1952, 1961). Сторонники данного подхода
рассматривают события как процессы во времени и пространстве. Отрезок времени, относящийся к
процессу, именуется «трансакцией» и включает, если речь идет о людях, индивидуума и его окружение.
Деятельность людей не может рассматриваться исключительно или даже преимущественно сама по
себе, а должна пониматься как процесс взаимодействия организма и его окружения; таким образом,
организм и его окружение существуют и могут быть поняты только во взаимосвязи.
Транзакция определяется как «психологическое событие, при котором все части или аспекты
конкретного события проистекают из активного участия в данном событии» (English & English, 1958, p.
561). В этом отношении транзактная теория отличается от концепции взаимодействия, с которой ее
иногда путают (см. Kanfer, 1962). Концепция взаимодействия рассматривает два отдельных, независимо
существующих объекта, которые взаимодействуют друг с другом, не претерпевая в процессе этого
взаимодействия никаких изменений. При транзакции же все участники изменяются.
Очевидно, что подобные взгляды разделяют и используют даже те, кто не употребляет самого
термина. Речь идет о Джордже Миде, Курте Гольдштейне, Гордоне и Флойде Оллпортах, Гарднере
Мерфи, Прескотте Леки и Карле Роджерсе. Таким образом, есть рациональное зерно в высказывании
|