Navigation bar
  Print document Start Previous page
 198 of 400 
Next page End  

изменить высказывания клиента о себе является обучение?
Обучение не всегда ведет к научению, а научение возможно и без обучения. Научение
посредством самоисследования и самораскрытия может оказаться более эффективным и дать более
стойкие результаты по сравнению с научением в результате обучения, хотя оно может проходить
медленнее. Если же клиенту недостает необходимой информации или навыков, необходимо их
приобрести; если недостает только этого, вероятно клиенту терапия и не потребуется, а если недостает
еще чего-либо, клиент может получить недостающее не только от психотерапевта. Дело в том,
следовательно, является ли терапия обучающей, если она предполагает научение? Даже если считать
когнитивную терапию обучающей, является ли обучение исключительно когнитивным процессом?
Мейхенбаум не исследует природу и условия научения. Он признает, что не все клиенты
нуждаются в детальном обучении реакциям совладания (Meichenbaum, 1977, р. 219), однако
разработанная им теория и практика исходят именно из этого. Аффективным факторам не уделяется
достаточно внимания; единственным явным обращением к аффекту служит его замечание о том, что в
процессе привыкания к новым самоинструкциям клиент должен осваивать их осмысленно, а не
механически; в то же время взаимоотношения между клиентом и психотерапевтом рассматриваются
только в их когнитивном, обучающем аспекте. Вместе с тем в сравнительно недавних публикациях
Мейхенбаум (Meichenbaum, 1992, 1993) придает
больше значения как аффекту, так и терапевтическим
отношениям для процесса лечения. Действительно этим элементам в настоящее время уделяется много
внимания в когнитивно-поведенческой терапии (например, Safran & Segal, 1990), и взгляды
Мейхенбаума, по-видимому, отражают современные представления.
Эллис (Ellis, 1978) в своем обзоре книги Мейхенбаума упрекает его в недостаточном внимании к
«взаимодействию и взаимному влиянию когнитивного, эмотивного и поведенческого подходов к
психотерапии». Следует отметить, однако, что Мейхенбаум и не ставил перед собой задачи
интегрировать эти подходы.
Тем не менее вклад Мейхенбаума значителен. Он теоретически обосновал значимость
внутреннего диалога для поведения и поведенческих изменений. Он пошел дальше поведенческой
терапии, не только обогатив ее некоторыми когнитивными техниками, но и создав более широкую
теорию, которая может включить в себя поведенческую терапию и дать возможность тем терапевтам,
которые до сих пор отдавали предпочтение поведенческой терапии из-за ее связи с «теорией научения»
и экспериментальной базы, воспользоваться теперь более широкой теорией.
Возникает вопрос, в достаточной ли мере эта теоретическая база подкреплена фактическими
данными? В опубликованной Мейхенбаумом в 1977 г. книге содержатся ссылки на исследования,
результаты которых подтверждают когнитивную модификацию поведения вплоть до середины 1970-х
гг., а как обстоят дела с более поздними экспериментальными работами? По нашим сведениям,
исследования, посвященные подходу Мейхенбаума, сосредоточены на двух направлениях: а) тренинг
самоинструкции (self-instructional training, SIT);
б) тренинг прививки против стресса (stress-inoculation
training, STI).
Что касается тренинга SIT,
Саловей и Сингер (Salovey & Singer, 1991) полагают, что
«эффективность данного подхода хорошо документирована, особенно при работе с детьми, имеющими
расстройства поведения (Kendall & Wilcox, 1980), расстройства научения (Harris, 1986; Harris & Graham,
1985), умственно отсталыми детьми (Whitman, Burgio, & Johnston, 1984)» (p. 374). Определенное
подтверждение этого содержится в других обзорах, однако можно встретить и критические замечания
(например, Hollon & Beck, 1986, 1994; Meyers & Craighead, 1984). Например, Холлон и Найаватис (Hollon
& Najavits, 1988) указывают, что хотя «предложенный Мейхенбаумом тренинг самообучения и
оказывается эффективным средством модификации стереотипов импульсивного поведения у детей,...
возможность генерализации и клиническая значимость этих наблюдений остается проблематичной» (р.
658). Сам Мейхенбаум (Meichenbaum, 1986) говорит, что, «несмотря на обнадеживающие результаты
когнитивной модификации поведения,... еще предстоит доказать стойкость достигнутого улучшения,
а
также возможность его генерализации на другие условия (р. 355) (ср. Ollendick, 1986). Учитывая
высказанные критические замечания, следует все-таки отметить, что исследования, посвященные
тренингу SIT, выглядят еще менее убедительно в случае расстройств у взрослых (Hollon & Najavits, 1988).
В отношении тренинга SIT Саловей и Сингер (Salovey & Singer, 1991) отмечают, что его
эффективность «была доказана в недавних исследованиях, посвященных, в частности, социальной
Hosted by uCoz