нереалистичность интерпретации клиентами своих переживаний. Впоследствии клиент в
сотрудничестве с психотерапевтом наблюдает и анализирует собственные переживания.
Когниции как проявление способности к решению проблем и навыков совладания.
Альтернативный когнитивно-структурирующий подход предложили Дзурилла и Голдфрид (D'Zurilla &
Goldfried, 1971), а также другие исследователи (например, Goldfried & Davison, 1976). Основное внимание
уделяется выявлению отсутствия специфических адаптивных, когнитивных навыков и реакций, а также
обучению клиентов навыкам решения проблем: идентификации проблем, выработке возможных
решений, обоснованному выбору одного из них с последующей проверкой его эффективности. Другие
психотерапевты, в том числе Мейхенбаум, сосредоточиваются преимущественно на навыках
совладания. В процессе решения проблем клиентов обучают смело встречать и разрешать будущие
проблемные ситуации. Навыки совладания осваиваются в реальных кризисных или проблемных
ситуациях.
Эти когнитивно-реструктурирующие методы заметно различаются между собой, в том числе по
акценту на формальном логическом анализе, лечебным предписаниям, а также относительно
использования дополнительных поведенческих процедур. Когнитивно-поведенческий психотерапевт
стоит перед необходимостью выбора из множества поведенческих и когнитивных техник. В результате
может возникнуть технический эклектизм или клинический метод проб и ошибок, чрезмерная
озабоченность «инженерными» вопросами, в частности какого рода вмешательство, в исполнении
какого терапевта эффективно для того или иного клиента, при наличии каких специфических проблем и
в каких ситуациях. Гораздо более важны вопросы о том, как и почему наступают изменения. Ответы на
эти вопросы предполагают создание теории поведенческих изменений. Подход Мейхенбаума является
попыткой дать начало такой теории.
Заключение и оценка
Заключение. Предложенная Мейхенбаумом когнитивная модификация поведения представляет
собой не просто поведенческую терапию с добавлением некоторых когнитивных техник, как это делали
многочисленные поведенческие психотерапевты, осознавшие полезность когнитивных техник
(например, Goldfried & Davison, 1976; O'Leary & Wilson, 1975). Этот подход скорее когнитивный, чем
поведенческий. Техники поведенческой терапии включают целый ряд когнитивных элементов. «Теория
научения», на которой основана поведенческая терапия, не позволяет объяснить ее когнитивный аспект.
Мейхенбаум попытался создать практически и научно обоснованную когнитивную терапию. Его
подход признает важность того, что говорят себе люди в качестве определяющего их поведение фактора.
Таким образом, терапия фокусируется на изменении того, что говорят себе клиенты вслух и про себя,
поскольку эти высказывания ведут к неэффективному поведению и эмоциональным нарушениям.
Терапия превращается в обучение клиентов модифицировать инструкции, адресованные себе, чтобы
успешно справляться с проблемными ситуациями. Помимо самостоятельного использования эти методы
обучения могут быть включены в стандартные техники поведенческой терапия для повышения
действенности этих техник. Методы обучения могут также включаться в когнитивно-
реструктурирующие техники.
Оценка. И теория и практика подхода далеки от совершенства, как считает сам Мейхенбаум.
Вместе с тем данный подход продолжает развиваться, вбирая в себя новые представления о переработке
информации и конструктивизме (Meichenbaum, 1992, 1993). Не исключено, что заявления Мейхенбаума о
применимости теории ко всем поведенческим изменениям при любых терапевтических процедурах
(Meichenbaum, 1977) недалеки от истины в том смысле, что самоинструкции являются частью любой
успешной терапии. Другие теории делают акцент на важности самоисследования клиента, что
предполагает внутренний диалог. Возникает вопрос о том, как можно облегчить и ускорить этот
процесс. Имеет ли смысл использовать прямые методы обучения? Действительно ли учебные
инструкции необходимы для обучения клиента или являются наиболее действенным способом для
этого? Объясняется ли неспособность клиента рассуждать логически или рационально недопониманием
природы логики, рассуждений или решения проблем? Правда ли, что самым эффективным способом
|