Мысли также реально существуют, но нет полного соответствия между представлениями людей о
существующих вещах и тем, что реально существует, хотя это соотношение постоянно меняется.
Вселенная едина, все ее части жестко связаны друг с другом, однако и она постоянно меняется, поэтому
необходимо принимать в расчет временное измерение. Хотя некоторые аспекты Вселенной имеют
смысл вне времени, жизнь подлежит осмыслению только в перспективе времени.
Жизнь обладает способностью представлять иные формы реальности или собственного
окружения, а также помещать в свое окружение альтернативные конструкции; таким образом, она не
ограничивается простой реакцией на окружение. Человек может иметь неверное представление о
реальном феномене, однако это ложное представление само по себе будет реальным; «воспринимаемое
им может не существовать, однако его восприятие существует» (Kelly, 1955, р. 8). Люди смотрят на мир
через стереотипы, которые представляют собой способы конструирования мира, или конструкты. Хотя
люди пытаются улучшить свои конструкты
за счет расширения их набора с целью привести в
оптимальное соответствие восприятие и реальное окружение, более обширная система, в которую
входят их конструкты, может противодействовать изменениям по причине их личной
заинтересованности или зависимости от нее.
Близкие конструктные системы могут оказывать взаимное влияние, и их связь при этом
усиливается. Разрабатываются системы для конкретных областей знаний например, для психологии
и физиологии, однако эти области могут перекрываться или порождать альтернативные системы или
способы представления тех же фактов, как в случае психологии и физиологии. Не существует
универсальной системы конструктов. Все наши системы невелики и имеют ограниченный диапазон.
Система личных конструктов ограничена человеческой личностью и проблемами межличностных
отношений. Системы имеют центры или точки, в которых они работают наилучшим образом. Теория
личных конструктов преимущественно фокусируется на области человеческой адаптации к стрессу,
поэтому, собственно, и представляет интерес для психотерапевта.
Конструкты используются с целью прогноза событий. Следовательно, они оцениваются с точки
зрения их прогностической значимости. Конструкт может получить подтверждение в результате
событий, о которых составлено неверное представление, так как их тоже нужно подтверждать.
Конструкты в большей степени подвержены пересмотру, когда проверяются путем эксперимента.
Последовательный ход событий позволяет судить о прогностической ценности того или иного
конструкта, создавая предпосылки для пересмотра конструктов и конструктных систем. Некоторые люди
боятся выражать и проверять свои конструкты; эта проблема проявляется в процессе психотерапии.
Философская позиция. Мир может быть объяснен различными путями. Интерпретации
представляют собой серию последовательных приближений к абсолютной конструкции.
Конструктивный альтернативизм предполагает,
«что все наши настоящие интерпретации Вселенной подлежат пересмотру или замене... Мы
придерживаемся мнения, что всегда имеются альтернативные конструкции, при помощи которых
можно объяснять мир и взаимодействовать с ним. Никто не должен загонять себя в угол; никто не
должен полностью подчиняться обстоятельствам, быть жертвой своей биографии» (Kelly, 1955, р. 15).
Одни альтернативы лучше, другие хуже; некоторые порождают проблемы. Единственным
критерием является специфическая прогностическая значимость каждой из них, а также той системы,
частью которой она может стать.
Конструкты не обязательно выражаются в словах, иногда их попросту невозможно
вербализовать; подобная концепция представляется скорее психологической, чем философской.
Конструктивный альтернативизм это скорее философская точка зрения, а не философская система.
Эта точка зрения некоторым образом связана с различными философскими системами и вместе с тем
находится в области эпистемологии, называемой гносеологией (т. е. природой знаний). Она также
опирается на эмпиризм и прагматическую логику, однако, являясь в меру рационалистической, стоит
в стороне от традиционного реализма, который превращает людей в жертвы обстоятельств.
Идея о единой Вселенной содержит в себе детерминизм. Вместе с тем в связи с отсутствием
повторяемости и уникальностью каждой цепочки событий «нет ничего страшного в том, чтобы
признать это и сказать о предопределенности. Это действительно последовательность но она бывает
лишь однажды!» (там же, р. 21). В данном случае важен такой аспект детерминизма, как контроль
|