как выбор, если можно так выразиться, представляет собой «поиск самозащиты» или «сохранение
собственной целостности,... система конструирования у каждого человека, с нашей точки зрения,
предназначена для антиципации событий. Если бы она имела иное назначение, она, вероятно, была бы
иначе оформлена» (там же, р. 67). Таким образом, человек не ищет удовольствия, удовлетворения,
вознаграждения или снижения напряжения, он стремится прогнозировать события; «это непрерывное
движение к прогнозированию событий, а не серия сделок с целью получения временного
удовлетворения, и это движение есть суть человеческой жизни (там же, р. 69).
Следствие диапазона. Конструкт пригоден для антиципации лишь ограниченного круга
событий. Конструкты ограничены определенным диапазоном перцептуального поля и применимы
только к нему. Некоторые люди используют конструкты более широко, чем другие.
Следствие опыта. Система конструирования человека меняется по мере того как он успешно
интерпретирует повторяющиеся события. События подчиняют систему личных конструктов процессам
проверки на правильность, что ведет к пересмотру системы или перестройке жизни через опыт.
Научение неотъемлемая часть этого следствия и, таким образом, является частью предполагаемой
структуры теории; научение не является особым классом психологических процессов, оно сродни
любому другому и всем сразу.
Следствие модуляции. Вариации системы конструктов ограничены их проницаемостью, в
диапазоне которой располагаются возможные варианты. Проницаемость это пропускная
способность для новых, еще не подвергшихся толкованию элементов. Вариантами служат старые и
новые конструкты. Изменение, таким образом, происходит в рамках системы, в которой вышестоящие
конструкты пропускают в свой контекст новые.
Следствие фрагментации. Человек может последовательно применять разнообразные
подсистемы конструктов, несовместимые друг с другом. Последовательная несовместимость между
подсистемами может быть согласована в рамках большей системы. Последовательные формулировки
могут не вытекать друг из друга; новые конструкты не обязательно являются дериватами старых
конструктов, они могут происходить из этой большей системы.
Следствие общности. В той мере, в какой человек использует конструирование переживаний,
сходное с тем, что используется другим человеком, их психологические процессы похожи. Дело не
столько в переживании одних и тех же событий или стимулов, а в сходном их конструировании
(причем сами события могут принципиально различаться), что и является причиной сходства
психологических процессов. С феноменологической точки зрения полная идентичность конструктов
или процессов невозможна.
Следствие социальности. В той мере, в какой человек интерпретирует процесс
конструирования другого человека, он может принимать участие в социальном процессе, включающем
другого. Это нечто большее, чем способность видеть глазами другого человека; это также способность
понимать точку зрения другого, в определенной степени принимать его и его взгляд на вещи. Все это
служит основой для конструктивных с ним отношений. Толкование мыслей других людей позволяет
нам прогнозировать их поступки. Хотя общность делает более вероятным понимание системы
конструктов другого человека, это не является существенным.
Природа личных конструктов
Индивидуальное использование конструктов. «Конструкт представляет собой представление о
некоторых вещах в плане их сходства и различия» (там же, р. 105). Различие включается в понятие
конструкта, а не образует иную концепцию, как в обычной логике. В этом отношении конструкт отличен
от концепции. Он включает не только абстрактный элемент концепции, но также и восприятие.
Дихотомия представляет собой универсальный аспект человеческого мышления.
Человек не способен выразить всю систему своих конструктов целиком и может неверно
истолковать перспективы развития ситуации. Индивиду иногда не удается выразить некоторые
конструкты в форме, понятной окружающим, чтобы они могли включить их в собственные системы,
правильно прогнозируя его поведение. Он может выразить свои конструкты недостаточно полно,
упуская сопоставление, например, сказав: «Мэри нежна». Слова о нежности Мэри подразумевают, что,
|