знание результатов. Вместе с тем результаты следует анализировать с позиции участника, а не
экспериментатора.
Наиболее важным условием, неблагоприятным для формирования новых конструктов, служит
угроза.
«Конструкт служит угрозой, когда он сам является элементом конструкта более высокого
порядка, несовместимого в свою очередь с другими конструктами высшего порядка, которые связаны с
жизненными интересами индивида» (там же, р. 166); например, «конструкт опасности представляет
собой угрозу, когда становится элементом в контексте смерти или травмы» (там же, р. 166). Такие
элементы исключаются из системы личных конструктов, поскольку они несовместимы и
воспринимаются как угрожающие, когда представляются элементами нового конструкта, и потому не
могут быть использованы без затруднений.
«Эффект угрозы приводит к тому, что клиент судорожно цепляется за свой базовый конструкт.
Угроза вызывает необходимость мобилизовать все ресурсы. Следует иметь в виду, что мобилизованные
ресурсы могут не всегда быть зрелыми и эффективными. Следовательно, под влиянием угрозы человек
часто ведет себя по-детски. Другим эффектом от введения угрожающих элементов, часто весьма
нежелательным, является склонность клиента опираться на свой травматический опыт как на
субъективное оправдание своих неадаптивных представлений» (Kelly, 1955, pp. 167-168).
Вторым неблагоприятным условием для формирования новых конструктов является
озабоченность старым материалом, старыми непроницаемыми конструктами, старыми привычками.
Третье условие это отсутствие лаборатории, в которой можно испытывать новые конструкты в
относительно контролируемой и безопасной ситуации.
Смысл опыта. Наш опыт есть часть всех происшествий в мире, которая касается нас. Вместе с
тем события происходят с нами лично, лишь когда мы ведем себя в соответствии с ними,
интерпретируем их, а не только когда реагируем на них. Люди не учатся на опыте; научение и есть опыт.
Последующее толкование или реконструкция событий обогащают опыт.
Психология личных конструктов расценивает опыт индивида как феноменологический, однако
пытается
«приподнять данность от личного на сравнительно высокий уровень абстракции. Это несколько
напоминает высказывание, что мы конкретно работаем с абстракциями человека, а не абстрактно с его
конкретикой. Бихевиоризм, например, поступает иначе; он создает общественные абстракции из
минутной личной конкретики» (Kelly, 1955, р. 173).
Психотерапевт, работающий в рамках личных конструктов, наблюдает конструкты или
абстракции поведения своих клиентов, принимает номинальную ценность всего, что видит и слышит, в
том числе всего, что касается конструктов клиента. Это обычно называется принятием;
это
доверительная установка.
Абстрактные элементы в системе индивида это конкретные элементы,
ждущие конструирования в системе психотерапевта. «Все это значит, что мы не можем считать
психологию личных конструктов феноменологической теорией, если это означает игнорирование
личных конструктов психолога, осуществляющего наблюдение» (там же, р. 174).
Теория личных конструктов, подобно перцептуальным теориям, предполагает внеисторический
подход, который заключается в том, что действительность человека в каждый конкретный момент
определяется его взглядами в этот момент, а прошлое оказывает влияние на поведение лишь через
текущее восприятие. Основа восприятия включает как «бессознательные», так и сознательные процессы.
Исторический метод исследования может быть использован для выявления последовательной
стереотипизации элементов, входящих в личные конструкты индивида.
В валидизации личных конструктов человека заметную роль играют окружающие. Их мнение
учитывается при оценке истинности конструктов, не связанных с людьми. Если же конструкты
индивида включают людей в качестве элементов, а другой человек ведет себя несообразно ожиданиям,
индивид испытывает угрозу. В свою очередь он также испытывает определенное влияние; даже
отвергая ожидания других, человек составляет представление о себе в зависимости от этих ожиданий.
Другим аспектом валидизации с помощью групповых ожиданий является конструирование роли.
Понятие роль используется применительно к деятельности человека в свете его представлений о
системах личных конструктов одного или нескольких других людей. Таким образом, играя роль,
индивид действует, как ему кажется, в соответствии с представлениями окружающих, поэтому
|