толкование роли следует валидизировать в терминах ожиданий этих окружающих. Эта последняя
ситуация иллюстрирует типичный подход для психотерапевта личных конструктов, который стремится
выяснить роль по отношению к другим людям. Теория личных конструктов является, по существу,
«ролевой теорией».
Культура влияет на личные конструкты индивида, приводя к сходству конструктов у
представителей одной культуры. Психотерапевту следует иметь в виду эти культурные влияния и
рассматривать эти групповые конструкты как элементы, на которых человек строит свои личные
конструкты. Таким образом, сходства и различия между людьми в культуре должны быть максимально
учтены.
Диагностические конструкты. Назначением диагностических конструктов является
обеспечение клиницистов набором профессиональных конструктов, которые могут охватывать личные
конструкты клиентов; это дает клиницисту возможность играть профессионально значимую роль в
отношении своих клиентов. Эти конструкты не имеют ничего общего с диагностическими категориями,
типами людей или чертами характера; скорее они представляют собой набор универсальных систем
координат, в соответствии с которыми можно очертить любое поведение клиента и изменения в его
психологических процессах. Эти конструкты используются не для классификации клиентов, а для
демонстрации различных направлений движения, открытых перед ними. Детальное письменное
структурирование клиницистом опыта клиента называется структуризацией. Структурирование
обозначает
план, который согласует поведение клиента с его внутренними личными конструктами, а
затем приводит их в соответствие с собственными системами клинициста или подключается к ним.
Феноменологический подход используется, чтобы выйти на личные конструкты индивида, а затем они с
помощью нормативного подхода сопоставляются с тем, что известно о других людях, таким образом
переводя системы каждого клиента в область общественного.
Хороший диагностический конструкт должен обладать характеристиками других хороших
конструктов. Это, в частности, предположительность (относительная независимость), дихотомия,
проницаемость, определяемость (операционная), временный характер, прогностичность, социальность,
а также способность выдвигать гипотезы, особенно касающиеся лечения.
Основные диагностические конструкты
Довербальные конструкты. Довербальным называется конструкт, который клиент продолжает
использовать, несмотря на отсутствие устойчивого словесного символа. Слова облегчают
использование и модификацию конструктов, в то время как другие символы более громоздки и, как
следствие, тормозят коммуникацию и обсуждение. Довербальные конструкты обычно возникают в
раннем детстве и часто связаны с зависимостью клиента. Они могут представлять собой своего рода
ядро системы конструирования и могут перекрываться вводящими в заблуждение вербализованными
конструктами. Признаками довербальных конструктов являются смущение во время разговора,
способность с большим успехом проиллюстрировать конструкт, чем вербализовать его, проявление
конструкта в сновидениях, которые плохо запоминаются, воспоминания о событиях, в реальности
которых клиент не уверен. Довербальные конструкты отчасти включают в себя концепцию
бессознательного. (Другие аспекты этой концепции включаются в описанные ниже конструкты.)
Неспособность клиента истолковать события так, как это делает клиницист, следует интерпретировать
не как неосознанность этой способности, а как действительную неспособность. Возникающая позднее
способность клиента к толкованию событий в соответствии с представлениями клинициста отражает
сформировавшуюся у него новую систему конструктов, а не проявление бессознательного.
Погружение. Погружение соответствует избеганию или игнорированию одного из полюсов
дихотомического конструкта, обычно противоположного полюса. Конструкты с погруженным полюсом
не поддаются тестированию.
Зависание. В процессе пересмотра конструктов одни элементы выпадают, другие выходят на
первый план. «Когда структура отвергается по той причине, что на данный момент она несовместима с
общей системой, которую использует индивид, можно сказать что она подверглась зависанию» (р. 472).
Это сродни забыванию, диссоциации и подавлению. Неструктурированный материал «забывается» или
|