Navigation bar
  Print document Start Previous page
 212 of 400 
Next page End  

отношений сотрудничества или в связи с тем, что боятся результата таких экспериментальных
взаимоотношений.
Представления психотерапевта о собственной роли. Клиницисты оказывают помощь
клиентам в изменении или постепенном преобразовании системы конструктов — процессе, которому
предстоит идти на протяжении всей жизни клиента. Любое изменение или движение, большое или
малое, является результатом изменения конструктов.
Роль клинициста, следовательно, многогранна. Сюда относятся инициация поверхностных
изменений за счет создания атмосферы угрозы или тревоги, последовательное обесценивание
привычных для клиента средств и приемов, вовлечение клиентов в ситуацию, где им предстоит играть
роль, противоположную той, которой от них ждут, побуждение клиентов к действию. Более глубокие
подходы включают направленное совершенствование (controlled elaboration), или помощь клиентам в
проработке системы конструктов с целью привести второстепенные конструкты в соответствие со всей
системой.
Основная, фундаментальная роль психотерапевта состоит в том, чтобы помочь клиентам
пересмотреть свои конструкты. Между тем психотерапевт начинает с того, что принимает систему
представлений клиента такой, какая она есть. Такое принятие означает не столько одобрение, сколько
готовность использовать систему клиента и попытаться прогнозировать события так, как это делает
клиент. Одного лишь принятия недостаточно для терапевтического прогресса, за исключением простых
случаев. Психотерапевты, помещая себя на место клиента, сохраняют профессиональный взгляд на
существо проблем. Психотерапевт включает систему представлений клиента в более широкие рамки
(которые сам же и создает).
Основные подходы к пересмотру конструктов
Психотерапевт помогает клиенту выработать новые конструкты или внести значительные
изменения в старые конструкты несколькими способами.
1. Психотерапевт избирательно вводит новые концептуальные элементы. Эти связанные с
переживаниями элементы не должны точно укладываться в существующую систему взглядов клиента,
иначе они не войдут с ней в противоречие и инициируют лишь поверхностное движение. Однако, если
новый элемент заставляет клиента сопротивляться пересмотру конструктов, это таит в себе опасность
глубокой травматизации клиента. Психотерапевт должен бдительно следить за реакцией клиента на
новые элементы. Роль психотерапевта «включает искусное введение новых концептуальных элементов,
которые вносят разногласие в систему конструктов клиента, однако
отбирать эти элементы следует
весьма тщательно, чтобы не спровоцировать катастрофическую революцию» (Kelly, 1955, vol. 2, p. 590).
2.
Психотерапевт ускоряет приобретение клиентом опыта. Жизненный опыт особенно
быстро приобретается в процессе терапии как во время собеседований, так и вне их, причем
психотерапевт сталкивает клиента с его проблемами с целью провести клиента через нормальную
последовательность жизненных переживаний в ускоренном темпе.
3.
Психотерапевт накладывает свежие структуры на старые элементы. Несмотря на то что
акцент при этом подходе делается на настоящем, представления взрослого человека о прошлом
оказывают влияние на его взгляды на настоящее. Таким образом, если прошлое видится глазами
ребенка, новые события, напоминающие те, что происходили в прошлом, могут восприниматься по-
детски. Психотерапевт помогает клиенту применить взрослые конструкты к детским воспоминаниям. В
результате клиент оказывается лучше подготовленным к восприятию настоящих и будущих событий,
которые могут быть повторением прошлых.
4. Психотерапевт помогает клиенту свести некоторые устарелые конструкты к состоянию
непроницаемости. Когда не удается заставить клиента пересмотреть свое отношение к определенным
событиям или фигурам прошлого, психотерапевт «может натолкнуть клиента на мысль об ограниченной
применимости данного конструкта, прочно увязать его с прошлыми событиями и фигурами, которые
настолько необычны, что слишком мала вероятность столкнуться с ними в будущем, и в заключение
прочно связать конструкт словесным символом, с помощью которого можно установить над ним
контроль» (Kelly, 1955, р. 592).
Hosted by uCoz