5.
Психотерапевт помогает планировать и проводить эксперименты. Терапия представляет
собой лабораторию для проверки идей, а психотерапевт помогает клиенту получить новые данные и
сформулировать для проверки гипотезы, не связанные с высоким риском. Кроме того, психотерапевт
может принять участие в эксперименте, разыгрывая соответствующие роли.
6.
Психотерапевт аргументированно подтверждает или опровергает наблюдения клиента
(выступает в роли валидатора). Реагируя на конструкты клиента, психотерапевт выступает в роли
представителя социального мира и показывает пример естественных человеческих реакций, с которыми
клиент встретится за рамками терапии.
Психотерапевт не старается передать клиенту свои личные конструкты, иначе клиент попытается
приспособить их к собственной конструктной системе. В результате клиент, которому было предложено
вести себя более уверенно, может начать вести себя, например, заносчиво (с точки зрения
психотерапевта). Тем не менее психотерапевты формируют систему конструктов своих клиентов с
помощью новых элементов, конструктов, которые они подтверждают или опровергают, гипотез
клиента, которые отбираются для экспериментальной проверки. «Выбор психотерапевтом момента,
когда прочистить горло, кивнуть головой, одобрительно хмыкнуть, выражает его отношение к тому, что
он считает неуместным, временным или понятным» (там же, р. 594).
Психотерапия, согласно психологии личных конструктов, это экспериментальный процесс,
поскольку система строится на научной модели. Конструкты представляют собой гипотезы, задача
которых точно прогнозировать события. Психотерапевт помогает клиенту сформулировать гипотезу,
спланировать и поставить эксперимент, используя помещение для психотерапии в качестве
лаборатории. Сам психотерапевт активно участвует в эксперименте, играя роль представителя
реального мира. «Психотерапевтическое продвижение может означать: 1) что клиент изменил взгляды
на себя и некоторые другие особенности мира в рамках исходной системы конструктов, 2) что он точнее
организовал свою старую систему, 3) что он заменил некоторые свои конструкты в старой системе
новыми» (там же, р. 941). Последний вариант продвижения наиболее предпочтителен.
Применение: процедуры и техники
Оценка переживаний
Личная история клиента выясняется по определенным схемам. Материал структурируется в свете
глубинных личных представлений клиента. Личная история важна, но не в смысле прошлых событий и
даже не с точки зрения теперешних мыслей клиента, а скорее как информация к размышлению о
взглядах и представлениях клиента. Хроника событий также имеет определенное значение, давая
фактический материал, с учетом которого можно понять имеющиеся у клиента конструкты.
Культура и опыт. Клиницист должен быть осведомлен о культурных различиях, поскольку из
культуры клиент черпает информацию об «истине», а также большую часть сведений, используемых в
системе личных конструктов. Таким образом, культура контролирует и ограничивает сведения,
поступающие к клиенту, однако имеется большое разнообразие способов обращения клиентов с этими
сведениями при построении систем конструктов.
Культура, к которой принадлежит клиент, должна оцениваться им критически. Принадлежность
к той или иной культурной группе проливает свет на конструкты клиентов. Это касается
принадлежности к социально-экономическому классу, расовой и национальной принадлежности,
истории миграции семьи, планов ухода на пенсию, жалоб, приверженности той или иной конфессии.
Хотя клиенты не могут описать собственную культуру как таковую, клиницист способен оценить
культурно-социальные детерминанты в процессе направленного расспроса.
Личный опыт. Оценка культурного влияния может осуществляться косвенным путем, через
исследование группы населения, к которой принадлежит клиент. Первоначальная информация
собирается на общедоступном уровне абстракции, и лишь затем затрагиваются психологический и
социологический уровни. Расспрос о членах местного сообщества, соседях касается описания
популяции, экономики данного сообщества, затронувших его перемен, действующих на его территории
|