религиозных организаций и бытующих нравов, школ и подходов к обучению, возможностей для отдыха.
Оценка школы поможет в работе с учащимися в ней детьми. Такая оценка включает осмотр
здания, игровых площадок, классных помещений, наблюдение за поведением детей на занятиях, а также
беседы с учителями и завучем. Во время этих бесед выявляются конструкты преподавателей,
указывающие на возможное направление движения детей. Установки учителей в отношении оценок и
ведения записей помогают в выявлении этих конструктов.
Взаимоотношения человека с сообществом следует изучать с позиции индивида. В его жизни
имеют значение группы, организации и отдельные люди. Анализируются переживания, связанные с
обучением. В случае клиента-ребенка обязательно проводится собеседование с учителями с целью
узнать их мнение о возможных проблемах, а также представления о сложившейся ситуации.
Взаимоотношения в семье отражают социальные ожидания и обязательно подлежат исследованию.
Хотя люди не являются рабами своих биографий, семейная история имеет большое значение, и
оценивать ее следует с позиции клиента.
Оценка деятельности
Спонтанная активность. Всякая деятельность является спонтанной и одновременно
контролируемой, если она законна и предсказуема. В основе деятельности лежат конкретные интересы
индивида. Области спонтанной деятельности соответствуют зонам проницаемых конструктов, то есть
зонам с наилучшими условиями для развития. Пассивность, или «леность», является результатом
непроницаемого мышления. Анализ спонтанной деятельности клиента, таким образом, представляет
собой основную задачу клинициста. Выявление проницаемых конструктов свидетельствует о наличии у
клиента способности к психотерапевтическому изменению.
Спонтанную деятельность можно изучать с помощью вербального расспроса или путем
наблюдения, отнимающего много времени. Способ интерпретации индивидом своих переживаний
также имеет значение. Деятельность включает не только физические движения, но и разговор, чтение.
Наблюдение за поведением ребенка в группе задача трудная, но получаемые сведения весьма
информативны. Целесообразно также наблюдать за поведением ребенка в семье.
Профессиональная принадлежность оказывает большое влияние на приобретение человеком
жизненного опыта. Как правило, профессиональная сфера соответствует проницаемым конструктам,
показывая, таким образом, те виды изменений, к которым готов данный индивид. Профессиональная
деятельность или учеба часто отражают поиск компромисса между интересами и безопасностью.
Повседневные ожидания человека подвергаются в ходе профессиональной деятельности
экспериментальной проверке. Кроме того, это одно из основных средств, благодаря которому
жизненная роль индивида обретает ясность и смысл.
Структурная интерпретация опыта. Биография клиента исследуется пятью способами. Клиент
должен осмыслить свою биографию. Знание личной истории позволяет выявить особенности прошлой
системы представлений человека, вскрываются ресурсы для потенциальных изменений клиента в
случае опровержения существующих конструктов. Биографические сведения указывают некие мерила
для проверки конструктной системы клиента. Они проливают свет на существующую систему
конструктов. Наконец, клиенту предстоит осмыслить терапевтическую
модификацию роли. В связи с
этим проводится оценка обстоятельств рождения, созревания и физического ухода, а также
поведенческих проблем, межличностных отношений, обучения и профессиональной деятельности.
Соматическое здоровье клиента также представляет для психотерапевта интерес, поскольку
влияет на его психологическое состояние. Физическое благополучие индивида помогает оценить
правильность имеющихся конструктов, а также выбрать инструментарий для исследования мира
клиента. Заболевание и инвалидность ограничивают активность человека и требуют психологической
адаптации. Реактивируются старые, связанные с зависимостью стереотипы; не исключена регрессия к
ранее существовавшим представлениям.
Клиницист должен провести структуризацию переживаний клиента. С этой целью он принимает
существующую систему представлений клиента и налаживает с ним ролевые взаимоотношения. Таким
образом, клиницист получает возможность антиципировать восприятие и действия клиента.
|