Представления клинициста о проблемах клиента формируются путем последовательных приближений.
Следовательно, структуризация происходит на этапе предварительных формулировок, в то время как
конструирование представляет собой заключительную организацию фактов в хорошо продуманную
систему. Первый подход является описательным и ограничен прошлым и настоящим; последний
является динамическим и имеет отношение к будущему.
При структуризации случая, использовании фактов из биографии клиента широко употребляются
перечисленные ниже термины. Это не конструкты, а собирательные термины.
Они могут служить
заголовками разделов при ведении записей и описании случаев. Поскольку все они указывают на
разного рода события, которые клиент должен был предвидеть, их можно считать валидаторами.
1. Матрица фигур (Figure matrix). Сюда относится информация о тех людях, с которыми клиент
был близко знаком. Люди это конструкты фигур, объединенные в матрицу фигур.
2.
Взаимоотношения сотрудничества. Этот раздел состоит из сведений относительно участия
клиента в социально конструктивных процессах.
3.
Характеристики клиента. Под этим заголовком объединены варианты описания клиента
теми людьми, с которыми он должен сосуществовать.
4.
Внешние групповые идентификации (Externally imposed group identifications).
Этот раздел
включает сведения о том, каким видится клиент окружающим в плане принадлежности его к группе.
5.
Сферы включения и отчуждения. Включение означает желание видеть других похожими
на себя; отчуждение нежелание это делать. В этом разделе перечисляются группы, в которых клиент
считается похожим на остальных членов, а также признаки, свидетельствующие об этом сходстве.
6. Внешние стереотипы конфликта и разрешения. Здесь указываются социальные проблемы и
конфликты в окружении клиента, которые он переживает и осмысливает.
7.
Тематический репертуар. Темы и стереотипы социального мира вокруг клиента, в которых
клиент принимает участие.
8.
Символьная система. Символьная система включает языковые особенности клиента,
связанные с религией, национальностью, использованием пословиц и поговорок и т. п.
9.
Обстановка, в которой формируются жалобы. Какие жалобы бытуют в социальном
окружении клиента?
10.
Подвижность. Сюда относится диапазон или спектр деятельности клиента, в том числе
мыслительной, отражающий готовность экспериментировать.
11.
Биографические поворотные точки. Имеются ли в фактическом материале из личной
истории клиента переломные моменты? Наличие и природа таких перемен говорит о способности
клиента к изменению и позволяет прогнозировать способы проявления таких изменений в будущем.
12. Физические ресурсы. Сюда относятся не только личные материальные ресурсы клиента, но
и ресурсы сообщества, к которому он принадлежит.
13.
Зависимость. Имеются ли ресурсы, от которых клиент зависит настолько, что их утрата
нарушила бы весь его жизненный стереотип?
14.
Поддерживающий статус. Этот раздел включает сведения о том, в какой мере окружающие
нуждаются в клиенте.
Клинические конструкты, используемые для объединения или структуризации опыта клиента,
имеют важное, но не решающее значение с точки зрения психологии личных конструктов.
Шаги диагностики
Диагностика происходит на стадии планирования работы с клиентом. Работа с клиентом
гораздо более широкое понятие, чем собственно терапия или лечение: она включает все действия с
целью повышения благополучия клиента.
Существует множество способов интерпретации одних и тех же фактов. Поскольку
психотерапевт заинтересован в помощи клиентам, в клиническом диагнозе интерпретируются факты,
имеющие отношение к решению проблем клиента, или к перестройке клиента. Формулировка
переходный диагноз используется для обозначения переходов в жизни клиента, или мостов между его
настоящим и будущим. «Кроме того, мы собираемся активно помогать клиенту в выборе или
|