также использование приемов уточнения.
Движение в психотерапии проявляется различными способами. Во-первых, в форме удивления
клиента, когда все вдруг становится на свои места (так называемое «ага!»-переживание). Во-вторых, в
виде спонтанного заявления клиента о пользе нового конструкта. В-третьих, это свидетельства
проницаемости, когда клиент включает в конструкт текущие переживания. В-четвертых, это позитивные
изменения настроения или чувств. Восприятие контраста между настоящим и прошлым поведением
является пятым признаком движения. Шестым служит исчезновение отдельных жалоб или даже
появление новых взамен старых. Подведение клиентом итогов предшествующих интервью также
свидетельствует об изменениях. Наконец, о движении также говорит изменение в содержании, с
привнесением нового содержания в терапию.
Существуют признаки, по которым можно судить о неадекватности новых представлений. Сюда
входят свободные представления или ошибочная вербализация нового конструкта, вычурное описание,
чрезмерное упрощение, противоположное поведение или «бегство в здоровье», а также упорное
обращение к новому «инсайту».
Как же психотерапевту судить о том, что их с клиентом ролевые отношения позволяют
приступить к исследованию запретных зон? Для этого существует несколько полезных критериев, в
частности расслабленность, спонтанность, способность контролировать освобождение конструктов,
отказ от бдительности. Пятым критерием служит сопоставление текущих взглядов клиента с его
взглядами в недавнем прошлом, а шестым сравнение текущих взглядов с будущими. Оптимизм,
гибкость и отказ от защит составляют дополнительные критерии. Способность разыграть агрессивную
роль в отношении психотерапевта также служит полезным критерием. Кроме того, имеет значение
умение понять данное психотерапевтом задание. Тесно связана с этим способность индивида
соотносить свои установки и конструкты с ролью пациента. Наконец, утрата импульсивности и отказ от
туманных заявлений на запретную тему также свидетельствуют о готовности клиента к новым
испытаниям.
Контроль тревоги и вины. Тревога и вина не обязательно плохи. «Задача психотерапевта
состоит в их оценке, учете их функционирования в клиенте, а также в работе с ними на благо данной
конкретной личности» (там же, р. 1111). Тревога выявляется различными способами. Перечисленные
выше критерии готовности клиента к движению вперед тесно связаны с проявлениями тревоги.
Другими источниками информации о тревоге клиента являются сведения о его общих тревогах и
переживаниях, а также непосредственное наблюдение за поведением и общением клиента с другими
людьми.
Одним из важнейших результатов терапии является усиление или ослабление тревоги. Вместе с
тем имеются средства временного удержания тревоги под контролем. Техники поддержки и
подбадривания также годятся для снижения тревоги и вины. Принятие, проведение интервью в
структурированной форме, отведение достаточного времени на реконструкцию, прежде чем перейти к
другой проблемной сфере, связывание, дифференциация, интроспекция, антиципация препятствий,
поощрение зависимости, структурирование интервью, ведение интервью в медленном темпе являются
дополнительными методами снижения тревоги.
Вина поддается контролю сходными техниками. Кроме того, важным методом является
реконструкция основной роли (с учетом того, что осознание утраты этой роли лежит в основе чувства
вины). Можно обсудить с клиентом альтернативные роли. Полезна также интерпретация поведения
людей, которые служат клиенту примером в выборе роли. Расширение ролевого взаимодействия с
психотерапевтом помогает на время заместить утраченную роль.
Психотерапевтическое экспериментирование. Психотерапия напоминает научное
исследование. Клиент использует научный метод для разработки своих проблем. Вначале клиент
уточняет суть проблем, затем в процессе освобождения творчески развивает новые идеи. В-третьих,
посредством ужесточения клиент выдвигает подлежащие проверке гипотезы. Наконец, клиент участвует
в эксперименте с целью проверки, или валидизации, своих гипотез.
Психотерапевтическое экспериментирование выполняет несколько функций. Прежде всего оно
создает рамки, в которых клиент может ожидать альтернативных результатов. Во-вторых, оно приводит
клиента в соприкосновение с реальностью и верифицирует имеющуюся у клиента конструктную
|