Navigation bar
  Print document Start Previous page
 225 of 400 
Next page End  

систему. Кроме того, оно позволяет психотерапевту судить о том, насколько верно он представляет себе
данный случай. И наконец, экспериментирование открывает пути к приобретению нового опыта.
Благодаря эксперименту клиент контактирует с другими людьми, воспринимает их взгляды на мир и
поэтому может выступать в какой-то роли по отношению к ним.
Психотерапевт поощряет экспериментирование как на сессии, так и вне ее, с помощью
различных техник. Наиболее полезным является проигрывание ролей, о котором шла речь выше.
Чуткость, терпимость, проецирование клиента на новую ситуацию, возможность убедиться в том, что
клиент обладает необходимыми инструментами, — вот те методы, которые поощряют реальное
экспериментирование и создают для него условия. Кроме того, психотерапевт подводит клиента к
необходимости выдвинуть гипотезу или сделать конкретные прогнозы. Психотерапевт просит клиента
интерпретировать взгляды других людей, описать представления другого человека о себе, а также
описать его представления о клиенте. При этом могут высказываться негативные прогнозы. Или клиент
высказывает предположение, что поведет себя иначе; это часто приводит к действительным
изменениям поведения. Психотерапевт может прямо предложить клиенту выполнить определенные
действия. Наконец, клиента можно поместить (с его согласия) в социальную ситуацию, в которой другие
увлеченно пытаются сделать то, что прекрасно удается клиенту, если он этого захочет.
Препятствиями к проведению экспериментов являются проявляемые клиентом враждебность,
тревога, вина или зависимость; боязнь тех или иных результатов; безысходность, то есть убежденность
клиента, что, каким бы ни оказался результат эксперимента, он попал в ловушку. Некоторые из этих
проблем возникают уже в процессе проведения эксперимента. К другим опасностям относятся
следующие: клиент может стать чрезмерно осторожным, «обжегшись»; возможно избыточное
освобождение; психотерапевт может вынудить клиента провести эксперимент в неадекватных, опасных
условиях, с неблагоприятными результатами.
Терапия фиксированных ролей
Терапия фиксированных ролей представляет собой разновидность психотерапии, основанную на
психологии личных конструктов и наблюдениях за эффектами опыта проигрывания ролей. Терапия
фиксированных ролей начинается с того, что психотерапевт просит клиента написать небольшое
сочинение-характеристику на самого себя с точки зрения человека, который хорошо знает клиента.
Клиент пишет свое сочинение от третьего лица, не придерживаясь определенного плана, кроме
следующих рекомендаций.
«Мне хотелось бы, чтобы вы написали сочинение-характеристику на Гарри Брауна, как будто он
является главным героем пьесы. Напишите свое сочинение от имени друга, который знает Гарри очень
близко, пожалуй лучше, чем кто-либо другой, и относится к нему благожелательно. Пишите сочинение
от третьего лица. Например, начните так: «Гарри Браун — это...»» (Kelly, 1995, vol. 1, p. 323).
Такое самоописание служит основой для подготовки сценария фиксированных ролей. Сценарий
разрабатывается с целью подтолкнуть клиента к исследованию определенных видов противоположного
поведения. Он развивает основную тему, а не занимается исправлением мелких недостатков. Сценарий
предназначен для возобновления роста и движения, а не для попытки достижения значительных
психотерапевтических изменений. Он выдвигает гипотезы, которые можно быстро проверить. При этом
делается акцент на восприятии роли и ролевых взаимоотношений с другими людьми. Желательно,
чтобы сценарий по возможности был подготовлен группой опытных клиницистов.
Клиента знакомят с процедурами терапии фиксированных ролей непосредственно после
диагностического этапа, еще до начала разработки его проблем. В сценарии клиент выводится под
другим именем. После знакомства клиента со сценарием проводится проверка принятия (acception
check),
которая определяет, понимает и принимает ли клиент сценарий как описывающий человека, с
которым ему бы хотелось познакомиться, а не того, кем бы он хотел быть. Если сценарий принят и
одобрен, не содержит в себе угроз, участники приступают к репетициям. Клиенту предлагается в
течение последующих двух недель вести себя так, словно он является героем пьесы, написанной по
предложенному сценарию, психотерапевт оказывает ему в этом помощь во время собеседований,
назначаемых через день. Клиент имеет у себя копию сценария, перечитывает его не менее трех раз в
Hosted by uCoz