активированное в данный момент, обладает исполнительной властью;
иначе говоря, оно определяет
поведение индивида. Говорят, что активное состояние питается несвязанной энергией;
неактивное
состояние питается
связанной энергией.
Существует также свободный катексис,
переходящий от
одного Я-состояния к другому; чувство Самости пребывает в состоянии, заряженном свободным
катексисом. Исполнительное, или активное, состояние, как правило, характеризуется несвязанным
катексисом в сочетании со свободным.
Каждое Я-состояние имеет границы, отделяющие его от двух других, что отражает их
представление в виде непересекающихся кругов. Изменения в Я-состояниях зависят от проницаемости
их границ, от катектических характеристик каждого состояния, а также от действующих на каждое из них
сил. Терапия должна учитывать все эти факторы при стимулировании изменений в Я-состояниях.
Четыре жизненные позиции
Ребенок сталкивается, как отмечалось выше, с необходимостью приходить к компромиссу в
удовлетворении своих потребностей, или стимульного голода. В период от 4 до 7 лет ребенок находит
компромиссы, которые влияют на его последующие взаимоотношения. Ребенок принимает конкретные
решения совершенно определенные решения, которые можно зафиксировать во времени и
пространстве а затем, исходя из этих решений, занимает позицию в отношении себя и других,
отстаивая эту позицию от внешних угроз и сомнений. Жизненная позиция является основным
детерминантом жизненного сценария (см. ниже). (В действительности представляется, что позиция и
сценарий вытекают из одних и тех же ранних переживаний, а вовсе не друг из друга.)
Четыре позиции основываются на двух противоположностях: «Я-другие» и «о'кей-не о'кей». В
результате возможны следующие варианты:
1. Я о'кей; вы о'кей.
2. Я о'кей; вы не о'кей.
3. Я не о'кей; вы о'кей.
4. Я не о'кей; вы не о'кей.
«Я» может распространяться на группу «мы». «Вы» может распространяться на «они» или на
определенные группы, например мужчин или женщин. «О'кей» может означать любое конкретное благо,
«не о'кей» может означать любое конкретное зло.
Первая жизненная позиция это хорошая, или здоровая, успешная позиция (Healthy success).
Вторая позиция высокомерия, присущая преобразователям, например, миссионерам, окружным
прокурорам, другим «добродетелям». Иносказательно такая позиция называется «избавлением от
людей». Менее здоровых индивидов она может привести к параноидным состояниям и убийствам.
Позиция третья, депрессивная, также ведет к самоизоляции индивида от окружающих, в частности за
счет попадания в закрытые учреждения или самоубийства. Образно говоря, это «уход от человечества».
Четвертая позиция бесплодная и шизоидная. Она неизбежно ведет к язвительности или
эстетическому суициду. По мнению Берна, подобные суициды являются результатом нехватки
поглаживаний в детстве, приводя к депрессии и отчаянию. Это еще можно назвать «сбиванием себя с
ног» (knocking yourself off),
а рассуждения таких пациентов называются «купонами» (trading stamps)
[Марки, которые прилагаются к товару и могут быть обменены на товар. Примеч. перев.] (см. ниже).
Социальное взаимодействие
Социальное взаимодействие предоставляет возможность удовлетворения структурного голода,
или структурирования времени, а также удовлетворения стимульного голода, или получения признания,
поглаживаний от окружающих. Единицей социального взаимодействия служит трансакция. Она
включает в себя трансактный стимул от человека, который инициирует трансакцию, каким-либо
способом затрагивая другого человека, и трансактные реакции.
Трансакции анализируются с точки
зрения источников стимулов и реакций, то есть от кого они исходят, от Родителя, Взрослого или
Ребенка. Простейшими являются трансакции Взрослый-Взрослый, то есть от Взрослого одного
индивида к Взрослому другого и обратно. Далее по сложности идет трансакция РебенокРодитель,
обычно в форме просьбы.
|