Вторым типом психопатологии является функциональный.
При функциональной патологии
границы «Я» проницаемы, что ведет к лабильности (флуктуации) катексиса от одного Я-состояния к
другому. Вместе с тем подвижность катексиса может наблюдаться и при отсутствии дефектов в границах
«Я». Застой катексиса возникает при слишком медленном его движении. Границы «Я» могут быть
жесткими или практически непроницаемыми; это является необходимым условием исключения.
Развитие психопатологии начинается с травмирования Я-состояний в детстве; чем раньше произошла
травма, тем более серьезные возможны последствия.
«Симптомы являются проявлением единичного определенного Я-состояния, активного или
исключенного, хотя они могут быть результатом конфликтов, взаимодействий или заражений между
различными Я-состояниями. Первое симптоматическое задание в структурном анализе, таким образом,
состоит в выявлении Я-состояния, ответственного за проявление симптома» (Berne, 1961, р. 61)
Галлюцинации обычно исходят от Родителя. Бред, как правило, наблюдается в результате
заражения (контаминации) Ребенком Взрослого, поэтому бред часто воспринимается как Я-синтонный
со Взрослым, как переживания Взрослого. После прекращения заражения бред может сохраниться,
однако человек сознает, что эти переживания не имеют под собой реальной основы; они становятся Я-
дистонными. «Пограничные симптомы» (дереализация, деперсонализация, отчуждение, чувства
нереальности, уже пережитого и так далее) вытекают из «нарушений границы между Взрослым и
Ребенком» (Berne, 1961, р. 63). Все эти симптомы шизоидные по своей природе.
«При гипомании наблюдается исключение Родителя Ребенком при участии зараженного
Взрослого, поэтому преобладают неопсихические (Взрослый), хотя и нарушенные, суждения. Если
мания прогрессирует, Взрослый и Родитель терпят поражение от заряженного психической энергией
Ребенка, который получает широкие возможности для своей бурной деятельности» (Berne, 1961, р. 66).
Симптоматика конверсионной истерии проистекает от Ребенка, который исключается Взрослым
через подавление. В целом, однако, при неврозе Родитель является врагом. Расстройства характера и
психопатии также являются проявлениями Ребенка в сотрудничестве со Взрослым; импульсивный
невроз также коренится в Ребенке, но уже без участия Взрослого или Родителя.
Функциональные психозы включают все состояния, обычно диагностируемые как маниакально-
депрессивные и шизофренические, однако взамен обычной нозологической классификации в терминах
структурных состояний они подразделяются на активные и латентные. «Активным считается психоз,
при котором исполнительная власть находится у Ребенка и который переживается как "истинное «Я»", в
то время как Взрослый списан» (Berne, 1961, р. 139). При других состояниях, в частности при мягкой
депрессии, гипомании, расстройствах характера и паранойе Взрослый заражен Ребенком и сотрудничает
с ним, но не списывается. Эти расстройства могут перерасти в активный психоз. При латентном
психозе, который включает в себя компенсированные психозы, амбулаторные психозы, психозы на фоне
ремиссии, а также предпсихотические, или пограничные, состояния, Взрослый обладает
исполнительной властью и переживается как «истинное я», хотя он заражен и/или временно списан.
Диагноз включает в себя определение Я-состояния на основании поведения. «Я-состояния
клинически проявляют себя в двух формах: как заряженные катексисом согласованные состояния ума,
переживаемые как "истинное «Я»"; или как вторжения, обычно скрытые, или бессознательные, в
деятельность текущего "истинного «Я»"» (Berne, 1961, р. 71). Постановка диагноза требует
непосредственного наблюдения в сочетании с интуитивной чуткостью к непроизвольным, а также к
произвольным и социальным видам поведения. Манера держать себя, например «уверенный разворот
прямых плеч» или «грациозный материнский изгиб шеи», выдает установку «Я», в данном случае
Родителя. Жестикуляция, а также голос и словарный запас указывают на действующее Я-состояние.
Все Я-состояния имеют четыре основных свойства: исполнительную власть, приспособляемость,
биологическая текучесть и ментальность. Полный диагноз требует, чтобы все четыре состояния были
рассмотрены и проанализированы. Поведенческий диагноз основывается на манере держаться, голосе,
словарном запасе и других характеристиках. Он подтверждается социальным, или рабочим, диагнозом,
который учитывает соответствующие Я-состоянию виды поведения в ответ на социальные стимулы.
Исторический диагноз требует дополнительного подтверждения; он учитывает воспоминания и
утверждения индивида относительно конкретных корней или прототипов поведения в прошлом.
Диагноз в терминах стандартной классификации терапевтически не оправдан. Терапия основывается на
|