структурном диагнозе.
Терапевтический процесс
Цели терапии
Хотя приведенное ниже высказывание относится к контексту группового лечения, оно также
применимо и к индивидуальному лечению.
«Учитывая общепринятое мнение о том, что психиатрические пациенты находятся в состоянии
замешательства, задача психотерапии, таким образом, состоит в том, чтобы вывести их из
замешательства хорошо спланированными действиями по анализу и синтезу. В наиболее общих
терминах эти действия будут включать обеззараживание, восстановление катексиса, переориентацию и
кларификацию» (Berne, 1966, р. 213).
Трансактный анализ не удовольствуется улучшением, или прогрессом, делающим из пациентов
более приспособленных Лягушек, он нацелен на исцеление и превращение шизофреников в
нешизофреников, или Лягушек в Принцев или Принцесс (см. Berne, 1966, р. 290).
В структурных терминах терапия пытается стабилизировать и обеззаразить Взрослого; при его
главенстве может быть пересмотрено раннее решение Взрослого, приведшее к психопатологической
позиции, восстановлены отношения с Родителем. Может быть принята позиция «я о'кей; ты о'кей».
Вместе с тем Берн (Berne, 1961), по-видимому, признает в качестве задач терапии неврозов контроль
симптомов, ослабление симптомов и социальный контроль, однако «главной задачей трансактного
анализа является структурная реадаптация и реинтеграция» (р. 224).
Этапы психотерапии
Терапевтический процесс требует, во-первых, перестройки и, во-вторых, реорганизации.
Перестройка «заключается в кларификации и определении границ «Я» за счет таких процессов, как
диагностическое очищение и обеззараживание». Реорганизация заключается в «перераспределении
катексиса через избирательно спланированную активацию конкретных Я-состояний с целью
установления гегемонии Взрослого через социальный контроль. Реорганизация обычно характеризуется
перевоспитанием Ребенка, с исправлением или замещением Родителя. За динамическим этапом
реорганизации идет вторичный аналитический этап, когда пытаются вывести из замешательства
Ребенка» (Berne, 1961, р. 224). В психотерапии выделяется несколько шагов или этапов, причем терапия
может завершиться успехом любого из них. Термин «трансактный анализ» относится ко всему процессу
в целом, хотя так называется и один из этапов.
1. Структурный анализ. Структурный анализ включает описательное исследование Я-
состояний в направлениях, о которых шла речь в разделе, посвященном психопатологии, чтобы
обеззаразить Взрослого, определить границы «Я», усилить контроль со стороны Взрослого. «Цель этой
процедуры состоит в восстановлении доминирующего положения способных к проверке реальности Я-
состояний (Взрослый) и освобождении их от заражения архаическими и чужеродными элементами
Ребенка и Родителя» (Berne, 1961, р. 22). Вполне возможно, что дальнейшее лечение после структурного
анализа больше не потребуется. Пациент с достаточно сильным «Я» или Взрослым «Я», как правило,
реагирует активацией Взрослого
Я-состояния, становясь более рациональным и объективным, в
отношении как самого себя, так и окружающей действительности. Результатом является стабилизация,
при которой исполнительная власть переходит ко Взрослому, а состояния Родителя и Ребенка могут
быть вызваны, когда это желательно.
2. Изменяемая часть трансактного анализа. После структурного анализа терапия может
завершиться, пациент может быть направлен на психоанализ или приступить к трансактному анализу.
Задача трансактного анализа состоит в социальном контроле; «иначе говоря, речь идет о контроле над
склонностью индивида манипулировать окружающими в деструктивной и вредной манере, а также над
его склонностью слепо реагировать на манипуляции окружающих» (Berne, 1961, р. 23). Естественной
|