Navigation bar
  Print document Start Previous page
 246 of 400 
Next page End  

средой для трансактного анализа служит группа. Трансакции анализируются в терминах их
дополнительности или пересечения, а также значения для участников. Терапия может завершиться на
этом этапе.
3. Анализ времяпрепровождения и игр. Анализ протяженных трансакций проводится в рамках
времяпрепровождения, которым отводятся начальные этапы групповой терапии, а также игр. Игры
индивида оцениваются с точки зрения первичных выгод (внешних и внутренних), вторичных выгод,
социальных и биологических выгод (замена изоляции стимуляцией). Задача анализа игр — свобода от
игры в близких взаимоотношениях или, с практической точки зрения, свобода выбирать игры, того, с
кем играешь или не играешь, и как далеко заходишь в своей игре. Трансактное групповое лечение
сосредоточено на анализе игры.
4. Анализ сценариев. Сценарии разыгрываются в группе. Задача сценарного анализа состоит «в
закрытии старого шоу и постановке лучшего», или в освобождении пациента от навязчивого
переживания изначальной катастрофы, на которой базируется сценарий. «Поскольку сценарии слишком
сложны и полны индивидуальных особенностей, невозможно провести адекватный сценарный анализ
в рамках одной только групповой терапии» (Berne, 1961, р. 118).
Сценарии могут нигде не проявляться, за исключением продвинутой группы или в сновидениях.
Помощь в выявлении и понимании сценария оказывает сценарная матрица. «Сценарная матрица
представляет собой диаграмму для иллюстрации и анализа директив (сообщений), переданных от
родителей и прародителей настоящему поколению. Большой объем информации может быть сжат и
элегантно представлен в виде относительно простого изображения» (Berne, 1972, р. 279). Этот прием
позволяет пациенту увидеть, как Я-состояния родителей и прародителей и их директивы передались и
укоренились в его собственных Я-состояниях.
У пациентов, обратившихся к психотерапевту, жизненные сценарии чаще трагические, чем
конструктивные. Задача терапии — помочь пациенту преодолеть сценарий, установив контроль
Взрослого над своей жизнью. Это не значит, что Взрослый функционирует с исключением
соответствующих состояний Родителя и Ребенка. Это стабильное состояние, при котором индивид
способен по желанию наполнять то или иное состояние психической энергией. Уход от сценария дает
человеку возможность жить в реальном мире. Наиболее эффективным способом увода пациента из
сценария является индивидуальное лечение, дающее наиболее действенный пример антисценария. Для
достижения стойкого эффекта необходима и дальнейшая работа. Вмешательство проводится в форме
разрешения Ребенку не поддаваться на родительские провокации и предписания.
5. Анализ взаимоотношений. Анализ взаимоотношений касается преимущественно супружеских
отношений и связей или формирующихся связей. Он проводится в присутствии обоих
заинтересованных лиц, хотя пациент иногда воспринимает это как попытку оказать давление на
принятие решений.
В некоторых случаях может потребоваться структурный анализ второго порядка,
который
включает признание и анализ сложных Я-состояний. Родитель, например, включает материнские и
отцовские элементы, каждый из которых имеет собственные компоненты Родителя, Взрослого и
Ребенка. Я-состояние Ребенка включает компоненты Родителя, Взрослого и Ребенка, причем последний
является архаическим Я-состоянием в рамках общего Я-состояния Ребенка.
Применение и техники
Психотерапевт руководствуется тремя лозунгами, как их называет Берн, которые заимствованы из
медицины.
«1.
Главное — не навредить. Прежде всего психотерапевт не должен причинять вред.
Вмешательство должно проводиться только в случае необходимости и до необходимой степени.
2. Целительная сила природы. Организм имеет внутренне стремление к здоровью, что касается
как психологического, так и физического аспектов. Задача психотерапевта состоит в устранении
препятствий к естественному исцелению и росту.
3.
Я лишь врачую, исцеляет Бог. Психотерапевт оказывает пациенту помощь, но исцеляет его
Hosted by uCoz