Navigation bar
  Print document Start Previous page
 247 of 400 
Next page End  

Бог; иначе говоря, психотерапевт проводит наиболее подходящее в данном случае вмешательство,
избегая причинять пациенту вред или боль, остальное довершает природа» (Berne, 1966, pp. 62-63).
Перед терапией заключается соглашение, или контракт. Пациентов расспрашивают, с какой
целью они пришли к психотерапевту. Если пациенты могут четко сказать, чего хотят, психотерапевт
предлагает им посетить несколько сессий, чтобы оценить методы его работы. Первыми задачами,
которые ставит пациент и принимает психотерапевт, могут быть ослабление симптоматики или
социальный контроль. Психотерапевт может иметь совсем иную цель, однако достижение ее на время
откладывается до подписания контракта. Таким образом, контракт обсуждается не перед началом, а в
процессе терапии и изменяется по ходу лечения.
Методы и техники трансактного анализа, однако, описаны не очень четко. (Сам Берн
систематически их не обсуждал.) Метод иллюстрируется итогами конкретных вмешательств или кратких
фрагментов, которые даже не являются стенограммами, а лишь реконструкцией интервью. При этом
делается акцент на индивидуализации лечения. Берн (Berne, 1961) писал: «К сожалению, весьма трудно
дать какие-либо рекомендации, кроме общих предложений, по работе с людьми, которые по
определению чрезвычайно индивидуальны» (р. 152).
Общий метод состоит: 1) из выявления, указания и обозначения первоисточников поведения в
терминах Я-состояний или их заражения, с последующим обеззараживанием их через объяснение
(структурный анализ), а также 2) из выявления, указания и обозначения трансакций,
времяпрепровождения, игр и сценариев (трансактный анализ). Это предполагает обучение: в частности,
пациента «учили различать реакции своего Родителя, Взрослого и Ребенка соответственно, на то, что
ему говорит психотерапевт и другие люди» (Berne, 1961, р. 151). Пациентов обучают основам теории и
концепций Я-состояний, игр и т. д., уже на первых интервью.
Берн дает некоторые рекомендации для начинающего психотерапевта, в частности:
1. Прежде всего научитесь отличать Взрослого от Ребенка; Родитель проявится позже.
2.
Дождитесь, пока пациент приведет, как минимум, три примера или диагностические
иллюстрации, прежде чем вводить соответствующую систему концепций.
3.
Впоследствии диагноз Родителя или Ребенка следует подтвердить конкретным историческим
материалом.
4.
Осознайте, что три Я-состояния следует воспринимать буквально, словно пациент вмещает
трех разных людей. Психотерапевт также должен признавать свои собственные три Я-состояния и их
влияние на терапию.
5.
Необходимо исходить из того, что каждый пациент имеет Взрослого; проблема состоит в его
подпитке психической энергией.
6.
Ребенка отличает не детскость, а ребячливость, Ребенок обладает потенциально ценными
качествами.
7.
Пациент должен пережить Я-состояние Ребенка, а не просто припомнить свои переживания
(анализ регрессии).
8.
Времяпрепровождение и игры не есть привычки, установки или случайные события; они
составляют большую часть деятельности пациента.
9.
«Идеальным было бы точное попадание "в яблочко", приемлемое и значимое вмешательство
для всех трех аспектов личности пациента, поскольку все они слышат сказанное» (Berne, 1961, р. 237).
Вмешательство сознается всеми тремя Я-состояниями.
10. Новичок, скорее всего, испытает определенные трудности при освоении терминологии,
однако это предсказуемая часть освоения любой новой системы.
Психотерапевт должен вести заинтересованное наблюдение, опираясь на все органы чувств, в
частности на зрение и слух. «Наблюдение лежит в основе любой хорошей клинической работы, оно
имеет приоритет перед техниками» (Berne, 1966, pp. 65-66). Психотерапевт отмечает начало
вегетативных проявлений, в частности покраснение, сердцебиение, потливость, тремор, а также
зарождение таких чувств, как напряжение, возбуждение, ярость, плач, смех, сексуальные проявления,
внимательно наблюдает за манерой держаться, позой, движениями, жестами, мимикой лица,
подергиванием отдельных мышц, пульсацией сосудов, местными вазомоторными и пилоромоторными
явлениями, сглатыванием. Выражение лица и жесты могут выдать «скрытые» мысли за счет
Hosted by uCoz